Гульнара Батыршина
Конспект занятия по ФЭМП «Пять золотых ключей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Развитие интересов детей любознательности познавательной активности.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Пять золотых ключей“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная: формировать знания о цифрах от 1 до 10, знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, шестиугольник, прямоугольник, треугольник); умение ориентироваться на листе бумаги; развивать конструктивные навыки (собирать математические сказки с героями мультфильмов).
Развивающая: развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность.
Воспитательная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
Демонстрационный материал: сундук, почтовая коробка, пять ключей золотого окраса, небольшая баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (это будет озеро, пять рыбок с цифрами от 1 до 5, телефон.
Раздаточный материал: Цифры на каждого ребенка от 1 до 10, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник, математические сказки с героями мультфильмов.
Секретный эксперимент с водой: чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки, густую гуашь. После того как закрыть крышку и встряхнуть с закрытой крышкой банку, вода окрасится в нужный цвет.
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Дети становятся в группе на ковер полукругом.
– Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
– В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
– Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга и еще раз подарите друг другу улыбку. Отлично!
Садимся на стульчики.
II. Основная часть:
- Ребята, на мой адрес электронной почты пришло письмо, там было написано «Ребятам в детский сад «Теремок» группа № 10 «Бабочки». Ребята, скажите, а где это такой сад и такая группа?
Дети: Это наш детский сад и наша группа.
- Так значит оно адресовано вам.
Дети: Да.
- Я распечатала письмо и хочу вам его зачитать (читает письмо, на обратной стороне нарисован Айболит) (слайд 1).
«Здравствуйте, ребята! Это вам пишет доктор Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал в Африку, там заболели все зверята. Я взял свой чемоданчик с медицинскими инструментами и, уже было, собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня инструменты и бросили в синее море, где обитает много-много рыб. И одна из этих рыб проглотила мой чемоданчик. Прошу вас, ребята, мне помочь, нужно найти ту рыбу, которая проглотила мой чемоданчик, и передать мне инструменты, чтобы я вылечил зверят в Африке. Я один не справлюсь, мне нужна ваша помощь! Пираты мне дали задание, которое нужно выполнить, чтобы добраться до этого синего моря. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Подпись: Доктор Айболит!»
- Ребята, поможем доктору Айболиту?
Дети: Да.
- Тогда прежде, чем приступить к заданию пиратов, нам с вами нужно потренироваться, давайте поиграем в игру «Части суток» - закончи предложение.
Дети: Давайте.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)
- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
Итак, ребята, сколько частей в сутках?
Дети: 4
- Давайте назовем их.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
- Скажите, а сейчас какое время суток?
Дети: Утро (или день, в зависимости от проведения занятий).
- Молодцы, итак, мы с вами сделали разминку для ума, приступим к заданию от пиратов. Прежде чем его зачитать, давайте пройдем к первому столу. Зачитываю письмо: «Мы высылаем вам вместе с письмом посылку, озеро, где плавают, те самые рыбки, которые и проглотили медицинские инструменты. Попробуйте догадаться, глядя на них, какое задание мы зашифровали (воспитатель достает обруч, кладет его на середину) (слайд 2).
- Ребята, что бы могло это означать, на каждой рыбке есть цифра, они плавают и не могут найти свое место в числовом ряду, какое же здесь задание зашифровано?
Дети начинают высказывать свои мнения, приходят к выводу, что нужно расположить рыбок в числовом порядке. Начинают раскладывать в обруче рыбок по числовому порядку от 1 до 5.
- Итак, мы выложили рыбки по числовому порядку. Дальше нам надо найти такие же рыбки, которые лежат на рядом стоящих столах, при этом соблюдать порядковый счет. Найдите такую рыбку и пройдем к ней! (дети находят такую рыбку и проходят к столу).
- Ребята, давайте посмотрим на рыбку под номером №1. (Переворачиваю рыбку, там задание, под заданием ключик) (слайд 3).
Рыбка № 1:
Игра «Число» (слайд 4)
— Ребята, посмотрите на экран, здесь все цифры разбежались, на доске заигрались.
- Назовите цифры - 7 3 1 8 4 6 2 10 9 (слайд 5)
- Какой не хватает? (5) (слайд 6)
Игра «Встань по порядку»
- Попрошу я всех ребят построить цифры быстро в ряд! ( дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр - собирают в парах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10; групповой счет в прямом и обратном порядке) (слайд 7).
- Молодцы, справились с заданием, вот от рыбки ключик золотой за правильный ответ. Для чего нужен этот ключ мы узнаем, когда выполним все задания пиратов (берет воспитатель ключ и отдает детям, предлагает складывать ключи в одно какое-то место - корзинку).
Возвращаемся обратно к озеру с рыбками, берем вторую рыбку и выполняем следующее задание.
- Беру рыбку под № 2 и зачитываю задание (можно пройти на стульчики) :
Логические задачи, это задачки непростые, прежде чем дать ответ, надо подумать (слайд 8) :
- На блюдце 5 яблок, 2 груши, 2 апельсина и 1 лимон. Сколько же всего яблок на блюдце? (5 яблок) (слайд 9)
- Сколько носов у трех котов? (3) (слайд 10)
- Какая цифра спряталась в слове «семья»? (7) (слайд 11)
- Сколько ушей у двух мышей? (4) (слайд 12)
- Вот медведица идет, медвежат двоих ведет.
Сколько здесь идет зверей? Сосчитай-ка поскорей! (3) (слайд 13)
- В цветочках живут пятнистые коровки,
Дочка, сын, отец и мать ты их можешь сосчитать? (4) (слайд 14)
- На забор взлетел петух, повстречал еще там двух,
Вы ответьте мне, ребята, сколько стало петухов? (3) (слайд 15)
- Вот хромой идет жучок, он ранил ножку о сучок,
Прежде на своих шести, очень быстро мог ползти.
На скольких ножках теперь ползет жучок? (5) Слайд 16)
- Ну вот, ребята, справились вы и со вторым заданием. Держите второй золотой ключ и посмотрите на экран, какое слово спряталось под цифрами (слайд 17, 18)
- А теперь я предлагаю вам отдохнуть (дети выстраиваются на ковер, педагог включает музыку и проводит физкультминутку).
Физкультминутка
- Ну теперь давайте пройдем к столу и продолжим выполнять задания наших рыбок. Берет рыбку под № 3 (слайд 19)
Игра «Что, где находится?»
- Это задание на развитие памяти (детям предлагается внимательно посмотреть на экран и запоминать, как расположены геометрические фигуры, затем расположить их у себя на альбомном листе в правильном порядке, как было показано (слайд 20, 23). На столе у ребят у каждого есть соответствующие геометрические фигуры и альбомный лист).
- Середина – круг (оранжевого цвета, в правом верхнем углу – квадрат (желтого цвета, в левом нижнем углу – треугольник (зеленого цвета, в правом нижнем углу – прямоугольник (фиолетового цвета, в левом верхнем углу – шестиугольник (голубого цвета) (слайд 20). Воспитатель ждет несколько секунд и убирает картинку (слайд 21, ребята по памяти выкладывают у себя на альбомных листах и затем проверяют свои работы (слайд 22). Затем чередуем геометрические фигуры, располагая их в любом порядке (слайды 23,24,25).
- Молодцы, справились с заданием рыбки под № 3, держите золотой ключ. Беру следующую рыбку под № 4 и мы будем выполнять это задание ребята с вами сидя стульчиках (то есть задания чередуются столы-коврик, столы-коврик) (слайд 26).
Игра называется «кто где живет?» (слайд 27)
Педагог выставляет на доску заготовленные домики (можно на экране) с цифрами 4 и 5.
- Посмотрите на первый домик, который находится слева, какое число живет в этом домике? (4) Ребята, нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 4. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 1, а какое число должно жить рядом? 3 и т. д.
- Молодцы, и с этим заданием справились, получите золотой ключ. Ребята, сколько ключей мы с вами собрали?
Дети: 4.
- Ну вот и последняя рыбка у нас с вами, под № 5 (слайд 28).
- Прежде чем его выполнить нужно пройти за стол (на столах лежат «Математические сказки») (слайд 29).
- Ребята, задание такое: нужно собрать «Математические сказки», но так как у нас сказки только на трех столах, значит нужно разделиться на три команды, и каждая команда будет собирать свои сказки (дети разделились на команды и начинают собирать сказки с изображением мультфильмов).
- Молодцы, а сейчас сделали шаг назад и проверяем, правильно ли собрали картинку (проверяем и числовой ряд). А из каких же сказок картинки, назовите их? Ну вот, вы и с этим заданием справились, получите ключ.
- Ребята, задания все выполнили, но мы не нашли инструменты доктора Айболита, давайте ему позвоним.
Разговор с Айболитом:
- Айболит, мы выполнили пять заданий от пиратов и получили за это пять ключей.
Айболит: Какие вы молодцы, сейчас эти ключи нужно подобрать к сундуку который я вам прислал, я нашел его на берегу моря, видимо волна его выбросила, но открыть его, к сожалению, я не могу, потому что все ключи у вас (слайд 30).
- Ой, ребята, а я и не поняла, что за сундук стоит у нас возле цветов. Так вот для чего он!
Ребята и воспитатель подбирают ключи к сундуку, открывают его, а там инструменты медицинские и банка с водой (слайд 30).
- Ребята, давайте звонить снова Айболиту, мы нашли инструменты и какую-то воду, что дальше то нам с этим делать?
Звонит Айболиту, рассказывает про воду и инструменты.
Айболит: Это ни просто вода, это волшебная вода, я ей лечу зверей. Закройте крышку и взболтайте (воспитатель закрывает и болтает, вода окрашивается в цвет). Скорее мне отправьте по почте эту воду и инструменты, я буду лечить зверей (слайд 31). А вам там в сундучке витаминки (яблоки) возьмите и не болейте! Спасибо вам огромное, ребята, что помогли мне (дети с воспитателем запаковывают все в коробку) (слайд 32).
- Ребята, медицинские инструменты и волшебную воду я сегодня отправлю доктору Айболиту посылкой, на этом наше путешествие закончилось.
III.Заключительная часть :
- Ребята становитесь в круг, давайте мы с вами вспомним, что сегодня мы делали на нашем занятии, какие задания выполняли? Какое задание для вас показалось самым сложным? А какое самым легким для выполнения? Когда помогали доктору Айболиту, что вы при этом чувствовали? Спасибо, ребята, вам, вы такие добрые и отзывчивые, я знаю теперь, что вы в беде не оставите никого и всегда поспешите на помощь!