Боровик Валентина
Проектная деятельность «Жить нельзя нам без воды» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в первой младшей группе.
Познавательно – исследовательский проект «Жить нельзя нам без воды».
Выполнила Валентина Боровик.
Возраст: первая младшая группа 2 – 3 года.
Цель проекта : обогащение знаний детей о воде как природном объекте, как источнике жизни, рассказать о важности воды в жизни всего живого на земле. Формирование понимания необходимости беречь воду.
Достижение поставленной цели возможно, при решении следующих задач:
Публикация «Проектная деятельность „Жить нельзя нам без воды“ в первой младшей группе» размещена в разделах
1. Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
3. Обогащать словарный запас детей по данной теме.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения и яркие явления природы.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Участники: воспитатели, дети 1 младшей группы, родители, помощник воспитателя.
Срок реализации: один месяц с 1 по 31 мая 2018 года.
Планируемый результат: расширение знаний детей о воде, ее свойствах и роли для окружающего мира, обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: вода. Водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и так далее. Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности: принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.
Проект состоит из трех этапов.
Первый этап подготовительный.
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Беседы с детьми, для выявления знаний о воде.
3. Подготовка стихотворений, потешек, закличек, загадок, игр, иллюстративного материала с использованием воды.
4. Подготовка необходимого оборудования.
5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.
Второй этап основной, на котором были организованы различные виды детской деятельности.
Это двигательная активность:
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Через ручеек».
2. Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».
Познавательно – речевая.
1. Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра», и беседы во время режимных моментов о воде.
2. Проведение НОД по познавательно – исследовательской, речевой деятельности «Свойства воды».
3. Проведение НОД по познавательному развитию «Жить нельзя нам без воды».
4. Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.
5. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.
6. Дидактическая игра «Купание куклы», «Песенка воды».
Художественно – эстетическая деятельность.
1. Лепка «Аквариум».
2. Рисование красками «Дождик», «Ручеек».
3. Конструирование «Лодочка».
Самостоятельная деятельность.
1. Сюжетные игры «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу).
«Угостим куклу обедом».
2. Дидактические игры «Куда можно налить воду», «Расскажем кукле, как правильно вести на водоеме во время купания».
3. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.
Исследовательская деятельность.
1. Наблюдение за дождем из окна и на прогулке.
2. Игры детей «Песок – вода» - поисковая деятельность «Вода холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».
Трудовая деятельность.
1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытье игрушек, стирка кукольного белья.
2. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.
3. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Нина Владимировна моет посуду, пол.
Работа с родителями.
Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
1 неделя.
Понедельник.
1. Постановка целей и задач проекта.
2. Беседы с детьми для выявления знаний о воде.
Цель: выявить у детей знания о воде, дать определение, что такое вода и для чего она нужна.
Вторник.
1. Чтение детям потешки «Водичка, водичка».
Цель: привлечь детей к проговариванию слов текста, умывание с детьми.
2. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей действовать по условному сигналу, учить бегать не наталкиваясь друг на друга, рассказать о природном явлении дождь.
Среда.
1. Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением дождя, водоемов, рек.
Цель: рассказать от чего бывает дождь, о значимости воды, дождя для растений, о том, что в реке живут рыбы.
2. Рассказать о пользе воды для здоровья людей, о пользе чистых рук, о микробах. Умывание с детьми в умывальной комнате.
Четверг.
1. Заучивание с детьми стихотворения «Дождик» А. толстой.
Цель: помочь детям понять смысл стихотворения, привлекать к повторению текста, активизировать словарь по данной теме.
2. Подготовка стихотворений, потешек, закличек, игр (воспитатель)
Приложение.
Пятница.
1. Дидактическая игра «Куда можно налить воду?».
Цель: рассказать детям о свойствах воды, воды – это жидкость, она может вытекать, ее можно переливать.
2 неделя.
1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытье игрушек, стирка кукольного белья.
Цель: рассказать детям о том, что вода необходима для мытья игрушек, стирки белья, чтобы они были чистые и аккуратные.
2. Игры со строительным материалом – постройка корабля.
Цель: объяснить детям, что по морям, рекам также можно передвигаться, это тоже вид транспорта, активизация словаря: корабль, море, путешествие. Обыгрывание постройки.
Вторник.
1. Проведение НОД по познавательно – речевому развитию, познавательно – исследовательской деятельности «Свойства воды».
Цель: рассказать детям о свойствах воды : вода – жидкость, она не имеет запаха, цвета, вкуса. Активизировать словарь по данной теме. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
«. Дидактическая игра «Купание куклы».
Цель: рассказать детям о пользе воды для здоровья людей.
Среда.
1. Приучать детей мыть руки по мере необходимости. Умывание детей. Рассказать о пользе воды. Чтение потешки «Водичка, водичка.»
2. Подвижная игра «Пузырь».
Цель: порадовать детей, развивать двигательную активность, приучать играть дружно.
Четверг.
1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений. Уход за комнатными растениями.
Цель: донести до детей значимость воды для роста комнатных растений.
Привлекать к поливу комнатных растений.
2. Игры детей с песком «Песок – вода» поисковая деятельность.
Цель: рассказать и показать детям свойства сухого и мокрого песка. Активизировать словарь : сухой, мокрый, песок, лепить.
Пятница.
1. Игры со строительным материалом «Мост через реку».
Цель: учить детей строить мост, плотно соединять кубики, рассказать о назначении мостов.
2. Сюжетная игра «Угостим куклу обедом».
Цель: рассказать, что для приготовления пищи тоже нужна вода.
3 неделя.
Понедельник.
1. Ситуативный разговор «Как беречь воду».
Цель: рассказать о том, что воду нужно беречь, закрывать кран вымыв руки, чтобы запас воды не уменьшился. Без воды не будет жизни на Земле.
2. Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».
Цель: развивать двигательную активность детей.
3. Чтение песенки дождик.
Цель: помочь детям запомнить текст.
Вторник.
1. Беседы с детьми во время режимных моментов о пользе воды, о воде.
Цель: закреплять полученные знания о воде, ее свойствах.
2. Конструирование «Лодочка».
Цель: учить детей из кубиков делать лодочку, обыгрывать постройки.
2. Чтение стихотворения Д. Хармса. Кораблик.
Цель: расширить знания детей о корабле, как о транспортном средстве, кто работает на кораблях.
Среда.
1. Проведение НОД «Жить нельзя нам без воды». Познавательно – речевое развитие.
Цель: расширить знания детей о пользе воды, о важности воды для живых организмов. Воспитывать желание сберегать воду, аккуратное обращение с водой. Развивать умение детей отвечать на вопросы, правильно произносить слова, небольшие предложения.
2. Чтение рассказа Н. Калининой. Как Вася рыбу ловил.
Цель: учить внимательно слушать чтение рассказа, беседа о том, что в воде живут рыбы.
3. Проведение НОД рисование красками «Дождик».
Цель: рассказать детям о природном явлении – дождь, о пользе дождя. Учит рисовать короткие штрихи, правильно держать кисть.
Четверг.
1. Наблюдение за дождем из окна.
Цель: рассказать детям о том, почему весной идет дождь.
Послушать «песенку» дождя.
2. Рассматривание иллюстраций о рыбах, беседа о жителях водоемов.
Цель: рассказать о том, что в воде живут рыбы, рассказать об их разнообразии, полюбоваться их красотой.
2. Чтение произведения С. Маршака. Радуга.
Цель: помочь детям запомнить текст стихотворения, учить четко произносить слова, выразительно рассказывать стихотворение.
Пятница.
1. Исследовательская деятельность.
Вода – жидкость, ее можно переливать, но на морозе вода замерзает.
Лед из холодильника.
Цель: Проведение простейших опытов с водой: вода – жидкость, в холодильнике вода замерзает, в тепле она тает. Наблюдение за таянием льда.
2. Сюжетная игра «Плывем на пароходе».
Цель: доставить детям радость, удовольствие. Учить обыгрывать постройки.
4 неделя.
1. Наблюдение за трудом помощника воспитателя, как Нина Владимировна моет посуду.
Цель: рассказать о пользе воды для мытья посуды, о пользе для здоровья чистой посуды.
2. Чтение стихотворений А. Босев. Дождь.
Вода текучая, дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу, дитя кверху.
«Под дождем».
3. Подвижная игра «Через ручеек»
Цель: учить детей перепрыгивать через ручеек на двух ногах.
Вторник.
1. Ситуативный разговор «Друзья Мойдодыра».
Чтение отрывка К. Чуковского «Мойдодыр».
2. Дидактическая игра «Куда можно налить воду?».
Экспериментальная деятельность : переливание воды из сосуда в сосуд – воду можно переливать, наливать. Активизация словаря: налить, перелить.
Среда.
1. Рисование красками «Река».
Цель: учить детей рисовать прямые полоски, закреплять знания о цвете, правильно держать кисть. Воспитывать аккуратность.
2. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу, учить бегать не наталкиваясь друг на друга.
3. Чтение рассказа Я. Тайц. Речка.
Четверг.
1. Исследовательская деятельность «Вода холодная, теплая, горячая».
Цель: показать детям различные состояния воды в зависимости от температуры.
2. Чтение потешки «Дождик, дождик».
Цель: учить детей запоминать текст, повторять слова за воспитателем. Развивать речь.
Пятница.
1. Исследовательская деятельность «Тонет – плавает».
Цель: рассказать о разных материалах из которых сделаны предметы, легкие предметы в воде плавают.
2. Чтение стихотворения П. Воронько. Я носила Воду.
Цель: показать детям, что вода необходима для роста растений. Учить понимать смысл прочитанного.
3 Экспериментальная деятельность. Вода меняет цвет, в зависимости от того, что мы в нее добавили.
Цель: добавление гуаши в воду, закрепить знания детей о цвете, показать, что вода меняет цвет в зависимости от того, как мы добавили гуашь (красного, желтого, зеленого цвета) Учить делать простейшие выводы.
Работа с родителями.
Разъяснить родителям необходимость показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
Стихи, заклички, потешки о воде.
Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
Речка. Я. Тайц.
Наша Маша каши не любит. Кричит: - Не хочу! Не люблю! Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка. – Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать!
Стала Маша пить, берегом закусывать. Всю речку выпила, все берега съела, одна тарелка осталась.
А. Босев. Дождь.
Теплый дождик лил да лил,
Дело делал не шалил:
Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды- черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик вымыл их немножко…
Дождик, дождик полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Под дождиком.
Дождик, летний, лей, поливай!
Все мои косоньки расплетай!
Я под теплым дождиком подрасту,
Сама долги косоньки заплету.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!
Гром! Гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят,
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Дождя отшумели капли!
Тихонько по листьям текли,
Тихонько шептались деревья,
Кукушка кричала в дали.
С. Маршак. Радуга.
В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком…
З. Александрова. Дождик.
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплой лужице кусты.
И. Токмакова. Ива.
Возле речки у обрыва, плачет ива, плачет ива.
Может, ей на солнце Жарко?
Может ей кого – то жалко?
Может, ветер шаловливый за косички дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
П. Воронько. Я носила воду.
Я носила воду, воду –
От колодца к огороду.
А потом носила в сад.
Поливала десять гряд.
И на грядках – погляди – ка! _
Нынче выросла клубника.
Спелых ягод я нарву, и подружек созову!
К. Чуковский. Мойдодыр.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался.
Ц. Ангелов. Послушный дождь.
Надоело, надоело –
Смотришь в небо,
Солнца ждешь,
А на землю то и дело сыплет скучный серый дождь.
- Дождик, дождик, дорогой,
Отдохни денек – другой.
Н. Калинина. Как Вася рыбу ловил. Рассказ.