Ольга Смирнова
Конспект занятия ФПП в подготовительной группе «Русская берёза»
Цель: Закреплять, уточнять и расширять знания детей о березе: дерево и его части. Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Знакомить со способами и видами использования людьми березы, упражнять в словообразовании относительных прилагательных от слова «береза». Знакомить со стихотворением С. Есенина «Береза». Развивать связную речь, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, мышление.
Форма проведения: занятие с элементами «прогулки», экскурсии, организованной деятельности.
Ход:
Публикация «Конспект занятия ФПП в подготовительной группе „Русская берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Организационный момент. Постановка цели.
(Воспитатель вводит в группу детей, держащихся за руки, выстраивая в хоровод под р. н. песню «Во поле березка стояла»)
- Посмотрите, какой большой круглый хоровод у нас получился. А есть ли у него начало и конец? Почему? (у круга нет ни начала ни конца – он бесконечный). А что вы знаете круглой формы? (итоговый ответ – Земля). Много лет люди живут на Земле, знакомятся с тем, что их окружает. Кажется, что уже все известно и о растениях и животных, и о погоде и человеке, о морях и пустынях. Но каждый год люди открывают для себя что-то новое в этом мире, на нашей земле. Вот и сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие, а может мы совершим новое открытие.
(Стук в дверь. Сотрудник передает письмо ребенку для детей и воспитателя)
- Интересно, что за срочное послание нам пришло. Давайте прочитаем.
Спасите! Помогите! Пропадаю! В пустынном царстве погибаю… Это подсказки, как меня найти И от лиходейки-Засухи поскорей спасти:
1. Стать ласковым мне обещай, большое в поменьше ты превращай.
2. Надо лишнее убрать, чтобы мне свободней стать.
3. Вы не зря меня спасали, очень многое узнали. Не ленись и всё запомни, и задание исполни.
4. Мне подружек посади, летом в рощу приходи.
5. Темный цвет и белый цвет – ничего прекрасней нет.
- Интересно, от кого послание? И почему здесь листок березы? – Ну, что, ребята, откликнемся на зов о помощи? А если будет трудно или страшно? Я думаю, что мы со всеми трудностями справимся и обязательно поможем тому, кто просит о помощи.
2. Д/у «Назови ласково»
- Вы помните первую подсказку? Что надо делать? Правильно, нам надо стать ласковыми и превратить что-то большое в маленькое. Можно, я начну?
Лес – лесок, лесочек; дуб, сосна, ель, лист, ветка, шишка, каштан, гриб, ягода, ручей, облако, дождь, солнце, трава, береза.
- Какое слово мы превратили последним? А какой листок был в конверте? Как вы думаете, кто попросил нас о помощи?
3. Чем березка хороша?
- С давних времен люди с большой любовью относились к березе. На летний праздник Троицы дома украшали веточками березы, девушки плели венки их них и бросали в речку, гадая, с какой стороны жениха ждать.
На тонкой коре березы – бересте – писали первые письма.
Из бересты плели туески и короба, в которые собирали грибы да ягоды. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чем Маша спряталась с пирожками?
А березовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.
Жарко натопит хозяин баньку, берет с собой веник березовый в парилку. Напарится, нажарится, веником себя нахлещет. От такой бани и старик добрым молодцем станет. Никакие хвори да болезни не пристанут ни к взрослым, ни к ребятне.
В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек да прохлада.
Весною березка угощает всех соком березовым, пользой земли насыщенным.
А под стволами берез по осени грибники собирали много подберезовиков.
Да и старое, упавшее дерево гостинец грибнику готовило: опята на себе растило. Всю зиму люди грибы ели, да нахваливали. Вот какая березка наша.
5. Физминутка «Мы березку посадили»
Мы березку посадили, имитация посадки и полива дерева.
Мы водой ее полили.
И березка подросла, дети-березки: присели, встали, выпрямились, руки вверх.
К небу ветки подняла.
А потом их наклонила наклониться вперед, покачать руками.
И ребят благодарила.
6. Рисование березы.
- Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза»
Белая береза под моим окном, Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. А заря, лениво обходя кругом, Осыпает ветки новым серебром. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне.
- Почему поэт называет березу белой? – Вам понравилось стихотворение? – Давайте нарисуем подружек-березок для нашей спасенной красавицы. Посмотрите, как я буду рисовать. (Показ)
Самостоятельная работа детей. Работы оформляются на выставку.
7. Итог:
- Ребята, мы с вами сегодня спасли символ России – русскую березу. - Вспомните, какое из препятствий было не очень простое? - Какое препятствие было интересно преодолевать? - Что нового узнали вы о березе? - Чему научились во время путешествия? - А зачем мы спасали березу?
Всё в мире этом создано не зря: Не зря дожди льют и не зря заря. Березки стройные и трели соловья, Всё в мире этом создано не зря: Не зря с утра встречаем мы рассвет. Ведь ничего прекрасней жизни нет!