Александра Кузнецова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Письма Королевы Математики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию элементарных математических представлений
«Письма Королевы Математики»
Образовательная область: познавательное развитие
Вид конкретной детской деятельности: познавательно-исследовательская
Задачи:
- Расширять знания о геометрических фигурах и способствовать закреплению умения узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Письма Королевы Математики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- Совершенствовать счётные навыки в пределах 10. Закрепить в сознание детей соотношение числа с цифровой символикой.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Систематизировать знания о знаках =, +, -.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.
Социально- коммуникативное развитие:
-Развивать личностные качества детей: самостоятельность, активность, общительность; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Физическое развитие:
-Развивать мелкую моторику и координацию движений
Предварительная работа
Повторение прямого и обратного счета в пределах 10, дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Оборудование и материал
Демонстрационный
1. 5 конвертов (висят на фланелеграфе) с цифрами на них:
1) Красный, с двумя кругами, один с грустным смайликом, второй с веселым
2) Желтый, с большими цифрами от 1 до 9
3) Оранжевый, со знаками =, +, - комплект цифр от 1 до 9 на каждый стол
4) Синий, с задачами-обманками
5) Зеленый, с медальками по количеству детей
2. Картинки с изображением мяча, двери, подушки, воздушного шарика, палатки
3. 2 набора геометрических фигур на магнитах
4. Мяч
Раздаточный
1. Геометрические фигуры на каждого ребенка (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) в корзинке.
2. «Вертушки» с геометрическими фигурами и трубочки по количеству детей для дыхательной гимнастики
3. Два домика нарисованы на доске.
4. Схематичная картинка домика формата А4 на каждого ребенка
5. Комплект цифр от 1 до 9 и знаков =, +, - на каждого ребенка
6. Грамота и медальки по количеству детей
Организация детей: фронтальная, индивидуальная
Ход:
I часть – Организационная
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте дружно поздороваемся. (Дети здороваются).
Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг.
Собрались все мы в круг,
Ты – мой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся!
Молодцы! Представляете, сегодня утром к нам приходил почтальон и принес письма от Королевы всех наук - Математики. Она узнала, что вы очень любите ее науку и решила проверить так ли хорошо вы знаете математику. Она прислала конверты с заданиями для вас и просит поучаствовать вас в Математической олимпиаде! Посмотрите, сколько конвертов она прислала? (Ответы детей). Но прежде, чем открыть их, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
(Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос)
Разминка
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: 7
Воспитатель: сколько месяцев в году?
Дети: 12
Воспитатель: сколько всего времен года?
Дети: 4
Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?
Дети: 5
Воспитатель: Сколько углов у треугольника?
Дети: 3
Воспитатель: Сколько носов у пяти поросят?
Дети: 5
Воспитатель: Сколько ушей у трех котят?
Дети: 4
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные, правильно ответили на все вопросы.
II часть – Основная
Давайте подойдем и посмотрим на письма, которые прислала нам Королева Математики.
Письма висят на доске.
Воспитатель: Сколько писем прислала Королева Математики?
Дети: 5
Воспитатель: Правильно – 5. Давайте их все вместе посчитаем (Дети считают конверты)
Посмотрите пожалуйста внимательно, а конверты все одинаковые?
Дети: Нет, они разные и на них разные цифры.
Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: Первый конверт красного цвета.
Воспитатель: Давайте откроем его. Что вы здесь видите?
Дети: Мы видим круг.
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: Грустное, невеселое.
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: Потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: А с кем у нас дружит круг?
Дети: Круг у нас дружит с прямоугольником, квадратом, овалом, треугольником.
Воспитатель: И прежде, чем мы найдем его друзей, разомнем с вами пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать: 1,2,3,4,5
И фигуры называть!
Вот квадрат, а вот кружок,
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник!
И не трудно сосчитать,
Их по счету ровно 5!
(Сначала загибаем пальчики, начиная с мизинца, затем строим фигуры из пальчиков по тексту. В конце показываем открытую ладонь)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Пальчики свои размяли, а теперь давайте присядем за столы. (Двое детей не садятся, а остаются у доски, на которой нарисован домик, а рядом лежат геометрические фигуры). Давайте мы найдем друзей круга, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть и показывать предмет, а вы должны сказать на какую геометрическую фигуру он похож и найти ее на столе в своей корзиночке.
Мяч, дверь, подушка, воздушный шарик, палатка,
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: Круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: 5
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились без проблем.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Круг будет жить в центре домика, прямоугольник – над кругом, овал – под кругом. Треугольник в нижнем левом углу, квадрат в правом верхнем углу.
Какие вы молодцы, все справились с заданием. Ребята, проверти пожалуйста, так ли у вас получилось как у ребят на доске? (Ответы детей). И мне кажется, у нашего круга изменилось настроение. Посмотрите, он теперь улыбается. И вы я смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, как можно назвать наш домик?
Дети: Дом радости, дом дружбы.
Воспитатель: А ваш второй дом, ваш детский сад, можно назвать «Домом дружбы»? (Ответы детей) А почему? (Ответы детей)
Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.
(Все дети за столами)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что Королева Математики может оживлять геометрические фигуры? (Ответ детей). И сегодня она отправила к нам свои фигурки, чтобы вы тоже научились их оживлять! (Воспитатель раздает вертушки и трубочки). Посмотрите, какая фигура вам досталась? (Ответы детей)
Давайте сначала подуем на свою фигурку через трубочку (Дети дуют, вертушки вертятся, о теперь попробуем без трубочки.
Какие вы молодцы! Настоящие волшебники!
Воспитатель: Ребята, а вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да.
Воспитатель: Нам нужно быть очень внимательными, чтобы выполнить все правильно и показать Королеве Математике, как хорошо вы знаете ее науку. Дети, какой теперь конверт мы откроем? С какой цифрой?
Дети: Желтого цвета с цифрой 2
Воспитатель: Правильно! Давайте подойдем и посмотрим, что же в этом конверте? А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.
Игра «По порядку становись»
Правила игры: дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку.
Воспитатель: Число 3, назови свих соседей.
Дети: 2,4…
Воспитатель: Число 5, назови свих соседей.
Дети: 4,6…
Воспитатель: А сейчас сделайте шаг вперед 2,5,7, а присядет 4,7,1
Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. (Воспитатель собирает цифры)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем к конвертам. Сколько у нас осталось конвертов?
Дети: 3
Воспитатель: А сколько было конвертов?
Дети: 5
Воспитатель: Правильно! Если мы будем сейчас открывать не синий конверт, то какой?
Дети: Оранжевый
Воспитатель: С какой цифрой?
Дети: 3
Воспитатель: В этом конверте какие-то знаки. =, +, -. Что они обозначают?
Дети: рассказывают, какое значение имеют данные математические знаки. С помощью математических знаков и ранее используемых цифр составляются различные примеры.
Воспитатель: А сейчас давайте сядем за столы и попробуем самостоятельно придумать примеры. Каждый должен составить пример и прочитать его.
(Дети составляют пример и читают его)
Воспитатель: Какие вы все молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием!
Воспитатель: У нас осталось еще два письма.
Прежде чем продолжить, давайте немного разомнемся.
Физминутка
(Ученики повторяют движения за воспитателем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за работу все опять.
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? (Ответ детей). Открываем следующий конверт? Какой?
Дети: 4, он синий
Воспитатель: А в этом конверте Королева Математика приготовила для вас задачки, но задачки не простые, а задачки-обманки! Слушайте внимательно!
1. Для математики дружочек
Нужна тетрадочка в …. (клеточку)
2. Варит отлично твоя голова:
Пять плюс один получается (6)
3. Вышел зайчик погулять
Лап у зайца ровно (4)
4. Ты на птичку посмотри
Ног у птички ровно (3)
5. У Сони собачка есть,
У нее хвостов аж (1)
6. Говорил учитель Ире,
Что два больше чем (1)
7. Ходит в народе такая молва,
Шесть минус пять получается (1)
8. Вот пять ягодок в траве,
Съел одну – осталось (4)
9. Мышь считает дырки в сыре
Три плюс два равно … (5)
III часть – Заключительная
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все загадки правильно решили. Ну нам осталось открыть последний конверт! Какого он цвета?
Дети: зеленый
Воспитатель: Правильно! А в нем, смотрите, письмо от Королевы Математики!
«Вы молодцы! Вы справились со всеми моими заданиями и на отлично прошли Математическую олимпиаду! Вы нашли все геометрические фигуры и поселили их в «Дом Дружбы», расставили цифры по своим местам, узнали все знаки и решили мои загадки-обманки! Теперь я уверена, что вы настоящие знатоки математики. И я хочу подарить вам Настоящую грамоту и медали!»
(Воспитатель читает грамоту и надевает каждому ребенку медальку)
Воспитатель: А теперь подведем итог нашего занятия. Что мы с вами сегодня делали? (говорили о геометрических фигурах, о цифрах, решали примеры, делили целое на части)
Вы сегодня все молодцы, хорошо все занимались.