Галина Горбань
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Денег»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности
формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты», «валюта», «потребности»
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе „Путешествие в страну Денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать знакомить с деньгами России и других стран
Закреплять представления о тратах необходимых и желаемых
Познакомить с понятием «бюджет»
Дать представление о понятиях «доходы» и «расходы»
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к финансовой грамотности
Развивать активную и пассивную речь, пополнять словарный запас экономическими терминами (бюджет, расходы, доходы, зарплата, пенсия, стипендия и др.)
Развивать логическое мышление, умение делать несложные выводы, руководствуясь собственным опытом
Развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие
Воспитательные:
Способствовать формированию коммуникативных отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Материалы и оборудование:
- мультимедийный проектор, презентация, м/ф «Откуда в семье деньги?»
- «Деньги» – купюры и монеты /российские и иностранная валюта, 2 дерева, 2 корзины для игры «Собери урожай»
- карточки для д/игры «Хочу-Надо»
- 2 больших круга, разделенных на 6 секторов, 2 сектора «Сюрприз», 2 «кошелька» и «монеты» для игры «Бюджет»
- сундук с «монетами» в качестве клада
Ход занятия:
- Дети, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем (дети здороваются). - А вам предлагаю встать в наш традиционный круг и поприветствовать друг друга словами и своими улыбками:
Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты - мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
- Ребята, я знаю, что все дети любят путешествия и приключения, верно? И раз занятие у нас необычное, я приглашаю вас отправиться на поиски клада! Ну что, принимаете приглашение? (ответы детей) - Но чтобы его найти, нам надо отправится в одну волшебную страну, где вы проверите свои знания и умения, а ещё и узнаете что-то новое. Там вас будут ждать задания, и выполнив их все, вы обязательно найдёте клад! А название этой волшебной страны вы узнаете, отгадав загадку:
В кошелёк мы их кладём С ними в магазин идём (ДЕНЬГИ)
- Здорово, мы с вами отправимся на поиски клада в страну Денег! Ну что, готовы?
- Замечательно, а чтобы наше путешествие и поиски клада были успешными и удачными, скажем вместе дружно:
Мы ребята просто класс, всё получится у нас!
- Но как же мы попадём в волшебную страну Денег? Ребята, я знаю один секрет,. чтобы очутиться в нужном месте, надо произнести волшебные слова, повторяйте за мной:
Закрой глаза., Вокруг себя обернись., И в волшебной стране Денег очутись!
- Вот мы и в стране Денег. Но откуда же нам с вами надо начать наше путешествие и где же искать клад?
- Смотрите, ребята, появилась карта, которая укажет нам путь к кладу…
- Смотрим., сначала нам нужно попасть в город «Монет и купюр»
Закрой глаза, Вокруг себя обернись, И в городе Монет и Купюр очутись!
- Ребята, скажите, а из чего сделаны деньги? (ответы детей)
- Как называются металлические деньги? А бумажные? (ответы детей)
- А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Почему? (ответы детей)
- Чтобы проверить разбираетесь ли вы в монетах и купюрах, слушайте задание
Игра «Назови отличия»
Я называю признак монеты, а вы называете признак купюры или наоборот.
Монета круглая, а купюра. (прямоугольная)
Монета звенит, а купюра. (шуршит)
Монета металлическая, а купюра. (бумажная)
Купюру можно помять, а монетку. (нельзя)
Монету нельзя порвать, а купюру. (можно)
Купюра в воде мокнет и не тонет, а монетка. (тонет)
- Ребята, посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран. (дети рассматривают изображение валюты)
- У каждого государства свои деньги. Деньги разных стран называются… Валюта.
- А в какой стране мы живём? Как называются деньги нашей страны? (ответы детей)
- Верно, и вот вам ещё одно задание:
Игра «Собери урожай» Перед вами необычные Денежные деревья, которые растут только в волшебной стране Денег, на них вместо плодов - деньги. Нам с вами надо собрать «урожай», но собирать можно только наши российские деньги, а иностранная валюта пусть ещё «дозревает». Девочки соберут урожай с «монетного» дерева, а мальчики с «купюрного».
- Отлично, собрали «урожай» и нам пора отправляться дальше. Посмотрим на карту…
- Теперь нам нужно попасть в следующий город, который называется «Желания и потребности», скажем волшебные слова:
Закрой глаза., Вокруг себя обернись., И в городе «Желания и потребности» очутись!
- Ребята, предлагаю вам закончить стихотворение. Готовы? Слушайте:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо всё это… (КУПИТЬ)
- Да действительно, за деньги можно купить определенный товар, который требуется, удовлетворить свои потребности. А как вы думаете, что такое потребности? (ответы детей).
- У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись.
- Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)
- Есть важные потребности для жизни, без которых нам не обойтись - это «потребности-Надо», а есть вещи, которые конечно хочется, но покупать их каждый день необязательно или к которым надо стремиться – это «потребности - Хочу», наши желания. Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. – А вы разбираетесь, что является «потребностью – Надо», а что «потребностью – Хочу»? (ответы детей)
- Сейчас проверим…
Игра «Хочу-Надо» (работа в парах)
- Мы с вами разделимся на пары. Договоритесь между собой, кто будет выбирать то, что необходимо в первую очередь, а кто то, чего хочется, но не очень важное, без чего можно и обойтись (дети договариваются и выбирают предметные картинки, соответствующие заданию, объясняя свой выбор)
- Отлично! В потребностях «надо и хочу» вы разбираетесь. Правильно определили самые важные потребности и к чему надо стремиться, но прожить без этого можно.
- А как вы думаете, всё ли можно купить за деньги? (ответы детей) Тогда для вас, ещё одно задание:
Игра «Данетка» - Ребята, я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши и скажите: «Да», если это можно купить за деньги, топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, радугу, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, стол, велосипед.
- Здорово, вы всё правильно ответили, мы многое можем купить за деньги, но никогда и ни за какие деньги нельзя купить здоровье, счастье, удачу, любовь, дружбу. Эти самые важные в нашей жизни вещи - невозможно не купить, не продать.
- Следующий город на карте «Семейный Бюджет»
Закрой глаза., Вокруг себя обернись., И в городе «Семейный Бюджет» очутись!
- Скажите ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно может обозначать? (ответы детей)
- Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны – государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет. Так что же такое семейный бюджет? (ответы детей)
- Да, верно, это «кошелёк» или «копилка» всей семьи.
- А откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей) Предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм о том, откуда берутся деньги в семье м/ф «Откуда в семье деньги?»
- Откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей)
- Откуда у родителей берутся деньги? (ответы детей)
- У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги? (ответы детей)
- А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги? (ответы детей)
- Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом. Все деньги, которые получает семья, называются Доходы семьи. Давайте скажем вместе - Доходы
- Что такое Доход семьи? (ответы детей)
- Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги берутся и тратятся, расходуются, верно?
- На что тратят деньги в семье? (ответы детей)
- Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар или услугу. И когда мы покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходы семьи, повторим вместе - Расходы
- Что такое Расход семьи? (ответы детей)
- В каждой семье есть Доходы и Расходы, и все вместе это и есть семейный бюджет.
- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы
И для вас задание:
Игра «Доход или Расход»
Я буду говорить предложения, а вы должны закончить их словами: Доход или Расход.
- Мама с папой получили зарплату…. (доход)
- Мама заплатила за детский сад…. (расход)
- Бабушка купила конфеты…. (расход)
- Дедушка получил пенсию (доход)
- Вы купили билеты в кино…. (расход)
- Мама выиграла в лотерею … (доход)
- Вам купили новую игрушку… (расход)
- Мама заплатила за коммунальные услуги (свет, газ, вода… (расход)
- Вам подарили деньги на день рождение… (доход)
- Старший брат получил стипендию… (доход)
- Вы потеряли кошелек… (расход)
- Вы нашли на улице 100 рублей… (доход)
- Дедушка заболел, нужны лекарства… (расход)
- Папе купили запаску на машину… (расход)
- Необходимо правильно распоряжаться бюджетом и заранее его планировать, чтобы заработанных денег хватало на всё.
- Ребята, хотелось бы вам попробовать самим распланировать бюджет семьи? Попробуем? (ответы детей)
- Сначала, разомнем наши пальчики:
Пальчиковая игра «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (большими пальцами поглаживаем по остальным)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы)
- Отлично, ну что готовы?
Игра «Бюджет» (работа в подгруппах)
Ребята, давайте разделимся на две команды - «семьи». Каждой «семье» - команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов
- Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Родители получили зарплату, бабушка с дедушкой получили пенсию, старший брат получил стипендию. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.
Сектор «Квартплата». В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4свободных кружка для оплаты.
Сектор «Питание». В секторе: продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты.
Сектор «Одежда». В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.
Сектор «Развлечения». В секторе: «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Сектор «Игрушки». В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1свободному кружку для оплаты. Сектор «Сюрприз».
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда.)
После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор «Сюрприз».
Капитаны команд выбирают карточки с заданием «Сюрприз» :
1. Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.
2. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.
В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.
- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и научились правильно распределять свои доходы и расходы. Ещё раз напомните мне, что такое Бюджет? Что такое Доходы? А что такое Расходы? (ответы детей)
- Нам пора отправляться дальше. Смотрим на карту… Следующий город Сокровищ!
Закрой глаза, Вокруг себя обернись, И в городе «Сокровищ» очутись!
- Вот мы с вами и в Пещере Сокровищ… Осталось ещё одно задание и клад наш! (Ресурсный круг)
- Эти золотые монетки подскажут и помогут вам выполнить задание. Сядем в круг вокруг большой монетки, говорить может только тот, у кого в руках маленькая монетка. А задание такое: нужно всем продолжить фразу:
«Сегодня в стране Денег мне понравилось и запомнилось…»
- Ребята, мне тоже очень понравилось путешествие по стране Денег и запомнилось, как вы отлично справлялись со всеми заданиями. Всё у вас получилось, вы молодцы! Скажем дружно:
Мы ребята просто класс, получилось всё у нас!
- Ребята, мы с вами выполнили все задания, но… где же клад? (Дети смотрят вокруг и находят сундук с надписью «Клад», в котором спрятаны «золотые» шоколадные монетки)
- Ребята, а вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделится частью клада с государством. А мы с вами давайте поделимся с нашими гостями (дети вручают гостям «золотые» монетки – талисманы на удачу в финансах)