Надежда Буданова
Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочная страна — Экономика» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе по финансовой грамотности
«Сказочная страна – ЭКОНОМИКА»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений через знакомство со сказкой и её героями, обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с экономическим понятием – потребность,
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Сказочная страна — Экономика“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
- закрепить представления детей экономических понятий : деньги, семейный бюджет: доход и расход.
- продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
2. Развивающие:
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в творческой и игровой ситуации;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывок из сказок, СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, складывание картинок, загадки – отгадки.
Материал и оборудование: карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки по сказкам, образцы бумажных и металлических денег. Иллюстрации : Мухи – Цокотухи, Красной шапочки. Конверты с заданиями.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно - дидактических игр «Что можно купить за деньги, что нельзя?», «Доходы - расходы», чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Красная шапочка», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика. Там живут необычные жители. Вы хотели бы попасть в эту страну? (Ответы детей)
Воспитатель: Замечательно, сегодня я буду волшебницей и предлагаю вас отправиться в сказочную страну - ЭКОНОМИКА.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
-Вокруг себя повернись и в сказке очутись.
Книга открывается, сказка начинается.
Я страницу открываю, сказывать я начинаю
Слушайте ребятки, сказку по порядку.
Слушайте, не перебивайте.
Что увидите - запоминайте
Воспитатель: Чтобы хорошо работал наш язычок, мы с ним немножко поиграем:
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в сказочной стране - Экономика.
И встречает нас, сказочный герой?
Дети: Муха – Цокотуха.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в какой сказке живет этот герой?
Дети: Сказка называется «Муха – Цокотуха» и написал ее К. И. Чуковский.
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:
1 ребенок: Муха- Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
2 ребенок: Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
3 ребенок: Пошла муха на базар
И купила самовар.
Воспитатель: На что Муха – Цокотуха купила самовар?
Дети: нашла денежку. Воспитатель: Ребята, деньги бывают разными - у каждой есть своё название. Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся?
(Рубли)
Воспитатель: Что из себя представляют деньги?
(Монеты, банкноты).
Воспитатель: Правильно. Давайте их, рассмотрим, какие они?
(круглая, металлическая, звенит, твердая и тд.)
Воспитатель: Какие монеты вы знаете?
(показ иллюстраций, дети называют монеты разного достоинства).
Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги – банкноты. Какие они? (бумажные, прямоугольные, шуршат).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а для чего нам нужны деньги?
Дети: Чтобы что-то купить, заплатить за что-то.
Воспитатель: А что можно купить за деньги?
Ответы детей: для покупки одежды, продуктов питания, лекарства, проезда в транспорте и д.
Воспитатель: Вот сколько всего можно купить за деньги!
Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Сейчас мы с вами поиграем в игру и выясним, что можно и что нельзя купить за деньги.
Дидактическая игра «Что можно купить за деньги, что нельзя?»
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (крутим кулачками)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак согнув
все пальцы)
Воспитатель: Ребята, т. к. мы находимся в стране ЭКОНОМИКА,
Мы должны научиться находить выход из экономической ситуации.
Наша игра называется «Советы покупателю». Я буду, приводит вам различные экономические ситуации, а вы подумать и их разрешить.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему? (Готовь сани летом, а телегу зимой).
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 2 рубля, а на рынке - 3 рубля. Где Миша купит бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него? (причинно-следственные связи). Дети называют продукты, сделанные из Молока.
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?
Воспитатель: Молодцы ребята, и наше путешествие продолжается.
2. Воспитатель: Здесь, что-то написано, давайте прочитаем!
Бабушка девочку очень любила
Шапочку Красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)
Воспитатель: У какого сказочного героя мы оказались в гостях?
(Ответы детей). Вы помните, что случилось с Красной шапочкой?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как же сказка закончилась?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я сейчас вам расскажу, что рассказала нам Красная шапочка. После того как охотники спасли бабушку и меня от волка, бабушка стала жить вместе с нами мы теперь живё м втроем: мама, я и бабушка и всё у нас хорошо. Мама работает в школе учительницей и получает за свой труд зарплату.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, за что платят зарплату?
(Ответы детей)
Воспитатель: Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.
Воспитатель: Зарплата - это деньги, которые платят за труд.
Воспитатель: Красная шапочка сказала, что учится шить одежду и за хорошую учёбу получает - стипендию.
Воспитатель: За что, Красной шапочке платят стипендию?
(Ответы детей)
Воспитатель: Стипендия – это тоже деньги и платят её только за хорошую учёбу.
Воспитатель: Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, и она теперь получает пенсию.
Воспитатель: Что получает бабушка?
(Ответы детей)
Воспитатель: Пенсия – это тоже деньги, которые платят людям, проработавшим много лет.
Воспитатель: Из маминой зарплаты, моей стипендии и бабушкиной пенсии складывается семейный бюджет.
Воспитатель: Все деньги, которые попадают в семейный бюджет называются доходом семьи.
Воспитатель: Но в каждой семье есть и расходы.
Воспитатель: Как вы думаете, какие бывают расходы?
(Ответы детей)
Воспитатель: На что тратят деньги ваши родители в первую очередь?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какие это расходы? (Ответы детей)
Воспитатель: А на что ещё можно расходовать деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру
Словесная игра «Доходы - расходы»
- Я начну читать сейчас. Вы внимательно слушаете, поднимаете руку и отвечаете: доход или расход.
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
Папа получил премию – доход.
Воспитатель: С каким жителем сказочной страны экономика нас познакомила Красная шапочка?
Ответы детей: Доходы – расходы
Воспитатель: «Красная шапочка» просит вас отгадать загадки:
Дидактическая игра «Загадки – отгадки»
1. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна (монета)
2. Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа (деньги)
3. На товаре быть должна,
обязательна …. (цена)
4. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
5. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
6. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,
Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка)
7. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке,
От одежды до булавки (супермаркет).
8. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовё тся:
И крупа, и самовар
Называются … (товар).
9. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (банк).
10. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в (банке).
11. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы).
12. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким (доход).
13. В этой сумочке живет
Звонкая монета
Как для денег домик звать?
Жду от вас ответа (кошелек).
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о деньгах?
Ответы детей:
Копейка рубль бережет.
Деньги приходят и уходят.
Дорог хлеб, коли денег нет.
Накопи, потом купи.
Денежки труд любят.
Уже всех бед, когда денег нет.
Деньги – гости, то нет то горсти.
То сегодня сбережешь, то завтра пригодится.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Деньги счет любят.
Счастье не в деньгах, а в их количестве.
Физкульминутка: «Монетки»
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)
Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)
Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу.)
Дружно скачем: скок, скок, скок… (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек. (Хлоп – закрывают кошелек.)
3. Воспитатель: Ребята нам пришло смс сообщение, давайте посмотрим от кого?
Воспитатель: Нам пишут герои сказки К. И. Чуковского «Телефон» послушайте, что они нам пишут.
Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой Бармалей всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места.
Послушайте, что он натворил.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Книжек
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне перчатки
И мне и жене и Тотоше.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать шоколадки
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, галоши
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского «Телефон» ответы выложите на магнитной доске.
Воспитатель: (на магнитной доске вывешивают попарно картинки.)
Что попросил слон?
- слон - шоколада
- крокодил - галоши
- зайчатки – перчатки
- мартышки – книжки.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно выложили все карточки.
Воспитатель: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
Воспитатель: Потребности — это всё то, в чем все нуждаются. Потребности – это тоже жители сказочной страны – экономика.
Воспитатель: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какая сказка там спряталась.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: С каким жителем сказочной страны «Экономика» нас познакомили герои сказки «Телефон»?
(Потребности)
Воспитатель:
Ребята, прежде чем вернуться в детский сад скажите, у героев каких сказок мы побывали в гостях?
С какими жителями сказочной страны Экономика, мы познакомились?
(Деньги, доход – расход, потребности)
Воспитатель: Замечательно! Но наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. И нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика, передали подарок – это необычные купюры и монетки, для сюжетно – ролевой игры «Магазин», «Банк» и др.
Воспитатель: Ну а чтобы вернуться в детский сад закрываем глаза и повторяем за мной:
Вокруг себя повернись и в детском саду очутись
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы!