Эльмаза Сейдаметова
Конспект занятия по финансовой грамотности «Копейка к копейке — проживает семейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Образовательные задачи:
- Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».
- Заложить основы планирования семейного бюджета.
- Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать у детей экономическую грамотность;
- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Копейка к копейке — проживает семейка“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Раскрыть понятие «бюджет» и составные элементы семейного бюджета.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Дидактический материал и оборудование: ИКТ, презентация, коробка со звёздочками, счетные палочки, монеты, домик, дома с числами.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Я здороваюсь везде
Дома и на улице
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Мне здороваться не лень!
Здравствуйте!
Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – в страну Экономики. Экономика – это наука о ведении домашнего хозяйства в семье и стране. Здесь мы с вами узнаем, что такое потребности, бюджет, из чего он складывается и многое другое интересное. Готовы? Ну, тогда вставайте, глазки закрывайте и до 10ти считайте. Вот мы с вами и оказались в стране Экономики.
Слайд 1. Посмотрите сколько в этой стране интересного – Банк сбережений, Магазин, Дерево доходов, река потребностей и дом, в котором нас ждут в гости семья Гномов-Экономов.
Слайд 2. Познакомьтесь с нашим другом - Гномом-Экономом. У него есть волшебная коробочка, из нее можно достать любые желания чего бы вам хотелось. Только желания эти невидимые, но они обязательно исполнятся.
Педагог подносит к детям коробку и дети называют то, чего бы они хотели, и достают звездочку из коробочки.
Воспитатель: То чего человек желает – называется потребностью. Давайте повторим это слово – потребность.
Слайд 3. Скажите в чем еще ваши потребности? Что же нужно нам для жизни? (Дети называют). Вот у нас такая есть замечательная корзинка – потребительская корзинка. Где спрятаны все наши потребности.
Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т. д.).
- А еще каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа). А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).
- У всех есть потребность жить в семье.
- У нашего гнома-эконома тоже есть семья.
Слайд 4. Давайте поближе познакомимся с семьей гнома – эконома. В ней есть папа-эконом он работает строителем, а кто такой строитель? (Ответы детей) Да, правильно строитель – это тот, кто строит для людей дома и получает зарплату – это деньги, полученные за труд. Мама-экономка работает педиатром. Кто мне скажет, кто такой педиатр? (Ответы детей) Правильно педиатр – это тот, кто лечит детей. А кто мне скажет, что получает мама за свою работу? (Мама получает за свою работу зарплату) Правильно. У Гнома-Эконома есть бабушка и дедушка. Они пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости. Есть брат-эконом, он учится в университете, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу. Есть сестра-экономка, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.
-Скажите, пожалуйста, а сколько человек в семье гнома? (Семь)
-Что получают мама и папа? (зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию, а кто получает стипендию? (Брат) А почему он получает стипендию? (Потому что он хорошо учится)
Ребята, все эти деньги можно назвать доходом семьи, давайте повторим – доходом семьи.
Физминутка
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
1 Воспитатель Ребята, я хочу вам предложить поиграть в игру «Доходы семьи Экономов» Согласны?
Слушаем первый вопрос: в этом месяце брат не получил стипендию, так как болел. Денег в семье стало больше или меньше? (Меньше)
Второй вопрос: в гости приехал дядя, брат папы и положил в семейный доход свою зарплату. Доход семьи увеличился или уменьшился? (Увеличился)
Третий вопрос: Папа в этом месяце хорошо работал и получил премию. Премия – это тоже деньги, ее выплачивают за хорошую работу. Доход семьи увеличился или уменьшился? (Увеличился)
2 Сказка про Крокодила Гену и его семью
Однажды Крокодил Гена, Чебурашка и старушка Шапокляк решили жить вместе. Крокодил Гена работал в зоопарке и получал зарплату, Чебурашка учился в институте и получал стипендию, а старушка Шапокляк получала пенсию. Однажды захотелось старушке Шапокляк накупить себе красивой одежды, шикарных шляп, но пенсии ей не хватало, поэтому она истратила весь семейный бюджет.
Воспитатель: Скажите, ребята, из чего состоял доход семьи крокодила Гены?
Правильно ли поступила старушка Шапокляк?
Доход семьи увеличился или уменьшился?
Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
А сейчас предлагаю вам поиграть.
3 Игра – упражнение «Кто в домике живет».
Воспитатель: Давайте разделимся на команды: «Доходы» и «Расходы». Дети команды «Доходы», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
4 Задание
А еще есть новый дом
Числа поселились в нем
Вы с друзьями помогите
И соседей назовите
Соседи числа 3, 8, 6.
5 Следующее задание, вам нужно из 6 счетных палочек построить домик с крышей.
Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Гномики»
А теперь выполняем задание. Молодцы, ребята! Справились с заданием! Ну а нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с Гномом - Экономом и скажем спасибо за новые знания. (Спасибо) А сейчас тихонько встаньте, глаза быстренько закройте, а считать мы будем с вами от 10ти до 1го. Ну же начинайте.
Вот мы с вами и оказались в детском саду. Где же мы были? Кто расскажет?
Что нового узнали? Что такое семейный бюджет? Что запомнилось?