Ольга Майорова
Конспект занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие на Северный полюс и в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей об образе жизни животных на Северном полюсе и в тундре.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера и тундры.
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Развивать познавательную активность, пространственное мышление и воображение.
- Расширение словаря по данной теме.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по ФЦКМ „Путешествие на Северный полюс и в тундру“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Активизировать и расширять словарь признаков: медведь-большой, сильный, хищный, ловкий, косолапый, неуклюжий, грозный, белый; морж, тюлень-большой, неуклюжий, коричневый, гладкий, клыкастый, ластоногий, толстокожий; северный олень-коричневый, серый, рогатый, длинноногий, быстроногий, могучий, травоядный; песец-острозубый, длинношёрстный, пушистый, ловкий, маленький, юркий, хищный, чуткий, белый, голубой.
- Продолжать формировать слухо-моторную координацию, слуховое внимание.
- Воспитывать любовь к животным и желание узнать о них больше.
Материал: глобус, картинки с изображением флоры и фауны Севера и тундры, игрушки животных крайнего Севера, таз с водой, детский крем, бумажные полотенца.
Ход занятия
Оргмомент. Игра "Холодно - жарко"(на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки-греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 2-3 раза.
Основная часть
- Сегодня мы отправимся на Северный полюс (показать на глобусе)
- Как выдумаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
Там на полгода солнце скрывается за горизонтом - зима, а затем так же долго не сходит с неба - лето. А ещё на севере можно наблюдать одно из красивейших явлений природы - северное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками. Северное сияние-это радуга не от дождя, а от мороза.
Но и здесь есть жизнь!
- А почему на Северном полюсе медведи белые? (Потому что они такие же белые, как снег)
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.
- А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.
- А кто еще любит рыбу? Птицы. В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары. Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц? (предположения детей)
Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги, А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
Опыт.
Дети подходят к столу, на котором стоит таз в водой.
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (маслом, кремом). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем? (предположения детей)
- А кто еще из животных использует эту хитрость? Водоплавающие птицы.
- У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
- Прощаемся с жителями Северного полюса… (Дети называют - белым медведем, моржом, тюленем, птицами)
- Есть ли среди этих животных травоядные? (Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растет)
Динамическая пауза
А теперь поиграем в игру «Кто на Севере живёт?»
По ледяной пустыне
Медведица идёт
За нею медвежата
Торопятся вперёд
Трещит мороз жестокий
Повсюду снег и лёд
По полынье холодной
За нерпой морж плывёт
Бегут спешат олени
Им виден путь едва
Над ними тихо кружит
Полярная сова.
Идут по кругу вперевалочку медленно.
Убыстряют шаг.
Обнимают себя руками.
Повороты с вытянутой рукой вправо влево.
Идут делают гребни руками.
Руки скрёстно над головой «рога».
Бегут высоко поднимая колени.
Бегут маленькими шажками, руки в стороны.
Мы отправляемся дальше – в тундру.
- Что мы видим вдалеке? (Покажите рисунок). Стадо оленей. А о чем говорит наличие в этих местах оленей? О том, что появилась растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? Свет, тепло, вода. Выходит, что в тундре все это есть.
-В тундре, за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, а дальше вечная мерзлота т. е земля никогда не тает.
- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (предположения детей)
- Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. Какими же тогда вырастают сами растения? (предположения детей)
- В тундре растут мхи, лишайники, низкорослые березки. Несмотря на то, что лето в тундре короткое, цветы успевают отцвести и дать семена. Красиво летом в тундре! А сколько ягод! И клюква, и морошка.
- Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как они все называются? Травоядные. Кто же это? Северный олень, заяц, лемминг. На них охотятся полярные волки, песцы, полярная сова. Как называть этих животных? Хищники. Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.
Давайте поиграем с вами в игру «Кто спрятался?». (ребенок заходит за ширму и описывает животное (игрушка) которое там стоит. Дети отгадывают.)
• (Большой, сильный, хищный, косолапый, неуклюжий, грозный, белый) Белый медведь?
• (Большой, неуклюжий, коричневый, ластоногий, толстокожий) Тюлень? Морж?
• Коричневый, серый, рогатый, длиннорогий, быстроногий, могучий, травоядный. Северный олень?
• Острозубый, длинношёрстный, пушистый, ловкий, маленький, юркий, хищный, чуткий, белый, голубой.) Песец?
Молодцы всех животных отгадали!
Учась в школе, на уроках географии вы много узнаете о животных и растениях крайнего Севера. На этом уроке вы лучше узнаете мир, в котором живете.
Рефлексия
- Вот и закончилось наше путешествие на крайней Север.
- С какими животными вы сегодня встречались?
- Где они живут? (на крайнем Севере).
- Что вам понравилось?