Юлия Кулажская
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Веселый разговор»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Х о з я й к а. Здравствуйте, гости, здравствуйте! «Гость на гость – хозяйке радость», – так в русской пословице говорится. В русской избе гостям рады, да и пословицы помнят. Вы их не забыли, те пословицы, которым в прошлый раз научились?
Есть у меня книжка с картинками, в ней много разных пословиц. На картинку посмотришь – и пословица вспоминается. Давайте вместе смотреть и пословицы говорить! (Показывает детям сборник пословиц (можно самодельный). Вместе разглядывают картинки, комментируют, называют соответствующие пословицы.) В этой книжке есть и новые и прежние пословицы, которые упоминались раньше.
Темочки:
«Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Одна пчела не много меда натаскает», «Не гони коня кнутом, а гони его овсом», «Неизведанный друг нехорош для услуг», «Друга ищи, а найдешь – береги», «Слепой щенок и тот к матери лезет».
Эту книжку я вам дарю. Вы ее разглядывайте, пословицы вспоминайте, другим рассказывайте, с ними разговор интереснее. Чтобы стало еще веселей, пригласила я гостей. Они в этом сундучке сидят, небылицы
говорят да ребят веселят. Такие весельчаки скоморохами называются (из-за ширмы-крыши сундучка появляются куклы би-ба-бо Фома и Ерема).
Х о з я й к а.
При царе да при Горохе
Шли гурьбою скоморохи.
С к о м о р о х и. Шли мы, шли – и вот, видите, пришли!
А вот мы оба, Фома и Ерема! Ерема, а где твой колпачок?
Е р е м а. А я низко поклонился – колпак и свалился!
Х о з я й к а. Ерема, расскажи-ка ребятам небылицу!
Е р е м а. А что это за птица – небылица?
Ф о м а. А это то, чего на свете не бывает.
Е р е м а. А ты сам расскажи!
Ф о м а. Нет, ты!
Е р е м а. Нет, ты!
Х о з я й к а. Вместе расскажите!
С к о м о р о х и (по очереди).
– Вы послушайте, ребята, небылицу буду петь!
– На дубу свинья пасется, в бане парится медведь!
– Ребята, а вы нам помогайте, говорите все вместе:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Это просто чепуха!
(Дети повторяют эти слова после каждой следующей небылицы.)
– Сидит ежик на березке, новая рубашечка.
– На головке сапожок, на ноге фуражечка!
Вера Васильевна Малова: «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» 172
– У нас лошади в галошах, а корова в сапогах.
– У нас плавают в телеге, а летают на санях!
– Лошадь ела кашу, а мужик – овес.
– Лошадь села в сани, а мужик повез!
Спасибо вам, скоморохи! Небылицы хороши, посмеялись от души. Теперь наша очередь небылицы придумывать. Давайте придумаем то, чего на свете не бывает, вот у нас и получатся небылицы. Только, чур, чтобы смешно было! (Дети придумывают, скоморохи комментируют, удивляются, используют шуточные рифмы, развивая высказывания детей, делая их более смешными.)
С к о м о р о х и. Да, мастера вы, ребята, небылицы придумывать! А шутить умеете?
Д е т и. А вы сами-то умеете шутить?
С к о м о р о х и. Еще как! Вот послушайте!
Е р е м а.
Не скажу никому,
Но эта шутка про Фому.
Фома вредный,
Лоб у него медный.
Сам с вершок,
Голова с горшок!
(Смеется.)
Ф о м а.
Любишь шутку над Фомой –
Так посмейся над собой!
Наш Ерема карапуз проглотил большой арбуз.
В лапти обулся, как пузырь, надулся!
Руки в бок, глаза в потолок,
Шагнул за порог – упал поперек!
Ерему поднимали – животы надорвали!
Слышишь, Ерема? Это тебя поднимали – животы надорвали!
Е р е м а. Нет, тебя! (Ссорятся.)
Х о з я й к а. Эх, вы! С такими шутками-дразнилками и поссориться недолго! А как пословица учит? «Ссориться-браниться – никуда не годится». Шутку надо так шутить, чтоб людей насмешить. Хватит разниться, лучше поиграйте с нами!
С к о м о р о х и. Да это мы понарошку поссорились! Мы знаем, что и шутить с умом надо, чтобы никого не обидеть, а то получится как в сказке про Шиша!
Х о з я й к а. Что за сказка такая – про Шиша? Что за Шиш такой?
С к о м о р о х и. Шиш – это парень такой из сказки одной. Очень он шуточки любил, да такие, от которых другим плохо было.
Х о з я й к а. Ай-ай-ай, так шутить нельзя, а то и над тобой кто-нибудь пошутит.
С к о м о р о х и. Так и получилось! Вот послушайте! Попросился как-то Шиш к незнакомому мужичку на телегу, чтобы на лошади до дома доехать, а молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит (скоморохи и хозяйка инсценируют продолжение сказки «Рифмы» в пересказе Б. Шергина).
Вот что получается с теми, кто плохо шутит и подразниться любит! А мы любим играть и с вами поиграем. Кто знает, что по небу летает? (Скоморохи произносят небылицы «Кто летает».)
Сейчас, ребята, нам прощаться пора. Напоследок еще одна небылица:
Девица у медведя в гостях побывала, мышка ей в прятки играть помогала! (Прощаются с детьми и уходят.)
Х о з я й к а. Да это не просто небылицы продолжаются, это сказка начинается, которая называется «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». (Рассказывает сказку.)
Ребята, вы обратили внимание на то, что в этой сказке ничего про колодец не говорилось. Почему же она так называется? (Ответы детей.) «Не плюй в колодец» – значит, не обижай никого, даже мышку маленькую. Может, придется и к ней за помощью обратиться. Вот так-то!