Ольга Калинина
Конспект занятия по духовно — нравственному воспитанию. Тема: «Главные правила в жизни добрых детей» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель : Калинина О. В.
Цель.
Формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей, показывающая первые нравственные правила жизни : послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие). В игровой форме уточнить и закрепить у детей понятия добра и зла, желание «делать хорошо» и не «делать плохо», идти дорогою добра, поступать хорошо.
Задачи
Публикация «Конспект занятия по духовно — нравственному воспитанию, Тема: „Главные правила в жизни добрых детей“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками. Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.
Предварительная работа:
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа на тему «добрые дела», рассматривание сюжетных картинок «добрый и плохой поступок», обыгрывание ситуаций.
Демонстрационный материал: аудиозапись «Если добрый ты»; лист ватмана с нарисованным ангелом, солнцем, небом, цветочной поляной и не раскрашенной радугой; сюжетны картинки «добрый и плохой поступок».
Раздаточный материал: кисточки для клея, клей, подставки для кисточки, клеенка, салфетки, вырезанные бабочки разных цветов (красные, желтые, синие, фиолетовые, оранжевые, зеленые).
Ход занятия.
«Доброе утро» утром проснулось.
Глазки открыло, всем улыбнулось!
Всем пожелало: «Доброе утро!»
И наступило лето как будто!
(Е. А. Алябьева)
Воспитатель : Давайте и мы пожелаем друг другу «Доброе утро».
Приветствие «Доброе утро».
Дети стоят в кругу, держась за руки. Они по очереди здороваются друг с другом.
Воспитатель : Вы пожелали друг другу «Доброе утро», и, действительно, стало как будто теп-лее. Так поступают приветливые, воспитанные дети. А как ведут себя добрые дети? Сегодня мы с вами узнаем об этом.
Проблемный вопрос.
- А что такое добро? Что такое зло? (Добро, когда человек делает добрые поступки, помогает людям. Зло, когда обижает кого-нибудь).
Воспитатель : Послушайте стихотворение и постарайтесь найти ответ.
Чтение. «Что есть добро, а что – зло?»
Доброе и злое
В мире нашем есть.
Доброты людей всех
Нам не перечесть.
Но всего добрее
Бог – Он есть Добро.
Кто ушел от Бога,
Тот попал во зло.
Беседа по вопросам.
- Что есть в нашем мире? (Доброе и злое)
- Кто есть Бог? (Он есть Добро)
- Кто попал во зло? (Тот, кто ушел от Бога)
Воспитатель : Надо следовать тому, чему учит Бог, тогда ты не уйдешь от добра. Бог для нас придумал правила, если их выполнять, то ты будешь творить добро. Нарушение правил жизни, которые определил Бог – это зло. Запомните одно из главных правил «Жизнь дана на добрые дела». Давайте подумаем, а откуда берется зло?
Чтение. «Отчего зло?»
«Один человек жил в лесу. Он был очень добрым, и звери его не боялись. Звери говорили между собой и понимали друг друга. И человек понимал их. Однажды к нему собрались ворон, голубь, олень и змея и стали рассуждать, отчего на свете бывает зло.
Ворон сказал: «Зло на свете от голода. Когда поешь вволю, сядешь на сук покаркаешь – так ве-село на душе. Всему радуешься. А вот поголодай день-другой, и все так неприятно».
Голубь сказал: «А я считаю, зло не от голода, а от любви. Если бы мы жили по одному, то и го-ря было бы мало. Но мы живем парочками. И так любишь свою любимую, что все время думаешь о ней: сыта ли она, тепло ли ей, не съел ли ее ястреб, не поймали ли люди. Только ищешь ее и плачешь. Так что зло – от любви».
Змея сказала: «Нет. Зло не от голода и не от любви. Зло от злости. Как разозлишься, уже себя не помнишь, только шипишь и жалишь».
Олень сказал: «Зло не от злости, не от голода и не от любви. Зло от страха. Если бы можно бы-ло не бояться, все было бы хорошо. Только в лесу хрустнет ветка, зашуршат листья, весь затря-сешься от страха. И спишь-то одним глазом, слушаешь и боишься. Нет покоя. Все от страха».
Тогда сказал человек: «Все зло – от того, что вы беспокоитесь об этой, земной жизни. Отсюда и страх перед врагами и одиночеством, и злоба, и голод. Один только человек способен забыть о теле и думать о душе. У него одного душа бессмертная. Так Богом устроено».
Беседа по вопросам.
- Почему животные не боялись пустынника?
- Был ли он добрым или злым?
- Откуда берется зло, по мнению ворона? Голубя? Оленя? Змеи? Пустынника?
- Почему Бог велел человеку думать о душе?
- Что Он расположил в душе человека?
- Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?
Воспитатель : Мы должны заботиться о своем помощнике – совести в душе. Наша душа долж-на быть доброй, для этого мы должны совершать добрые поступки. А как вы думаете должны вести себя добрые дети (добрые дети должны делиться со своими друзьями игрушками, не должны жадничать, должны помогать друг другу, играть вместе, помогать взрослым и слушаться их).
А вот есть, ребята, такая пословица : «За добрые дела всегда похвала». Как вы ее понимаете? А давайте мы с вами назовем добрые дела. (Добрые дела - это, когда мы в группе убираемся красиво все игрушки. Добрые дела - помыть посуду, подмести пол, помыть игрушки. Добрые дела – когда поиграешь с маленькой сестренкой). А сейчас давайте поиграем в игру «Добрые поступки».
Физкультминутка – игра «Добрые поступки».
Дети стоят в кругу. Воспитатель называет поступки. Дети должны потопать ногами, если поступок «злой»; похлопать в ладоши над головой, если поступок «добрый».
Поступки:
• помощь товарищу;
• послушание родителям;
• помощь старым людям;
• ссора с другом.
Воспитатель : Вы определили, какие это поступки. Вы знаете, что послушание родителям, по-мощь другим, дружба – это добрые поступки. Эти поступки никогда не пропадут. «Добро не умирает, а зло пропадет».
Ребята, а вот, чтобы научить людей добру, Бог дал нам правила, для доброй жизни. Я сейчас вам их зачитаю. Эти правила адресованы вам, детям, но и взрослые должны знать их и выполнять.
Главные правила в жизни добрых детей
Как следует вести себя добрым детям?
Ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
А как?
Вот например, поступай так:
Ты плачешь, когда другие тебя обижают? – НЕ ОБИЖАЙ никого ни словами, ни делами.
Тебе не нравится, когда мешают твоим играм? – НЕ МЕШАЙ и сам другим.
Ты хочешь быть здоровым? – ЖЕЛАЙ ЗДОРОВЬЯ и всем людям.
На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи. - НЕ ССОРЬСЯ ни с кем.
Никого НЕ ОСУЖДАЙ и тебя не будут судить.
ПРИНОСИ ДОБРО другим и люди принесут тебе добро и любовь.
Вы согласны, ребята, что это нужные и очень полезные правила. Давайте договоримся, что будем стараться их выполнять.
Творческая деятельность.
Сейчас, я всем Вам предлагаю сделать совместную работу аппликацию: Радуга «Добрые правила жизни». Во время работы – музыкальное сопровождение: песня «Если добрый ты».
Совместная аппликация: дети наклеивают на ватман бабочек разных цветов.
Выставка коллективной работы : Радуга «Добрые правила жизни».