Гузалия Асадуллина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский»
Цели: Выявить, уточнить и закрепить знания детей о Православном Храме, его архитектурной особенностью, устройством, культурой поведения в нем, иконографией.
- Формировать представление о святых. Познакомить с русским святым Сергием Радонежским : его детством, семьей, жизнью.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Преподобный Сергий Радонежский“» размещена в разделах
- Развивать речь детей. Активизировать в речи слова: Храм, икона, монах, церковь, преподобный, монастырь.
- Приобщать детей к культурному и духовному наследию своего народа.
- Способствовать воспитанию у детей духовно – нравственных ценностей.
Оборудование: запись с колокольным звоном; запись духовной песни; картина храма; икона Сергия Радонежского; иллюстрации к жизни Сергия Радонежского.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин И. И. Левитана «Берёзовая роща»,«Сосновый бор»; беседа о том, чем славится наша страна Россия; чтение стихотворений о России; рассматривание иллюстраций храмов России.
Ход занятия:
Дети заходят в группу,садятся, звучит запись с колокольным звоном.
Воспитатель : Дети вы слышите колокольный звон. А где вы ещё можете услышать колокольный звон?
Дети: Ответы детей (в храме, в церкви).
Воспитатель : В нашей стране с давних пор люди строят церкви. Много их было на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. В тяжелые времена нашествия врагов именно церковь объединяла россиян на борьбу с врагами, захватчиками. Храмы возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им. Люди называют колокола "гласом Божьим", так как они зовут в церковь, на службу.
На доске открывается изображение Троице –Сергиевой лавры.
Воспитатель : Перед вами Троице-Сергиева лавра, названная так в честь ее основателя Сергия Радонежского, жившего более 600 лет назад. Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.
.Как вы думаете, что такое икона (Ответы детей).
- Ребята, слово «икона»значит «образ». Первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи. Согласно древней традиции иконы рисуют красками на доске. Иконой или образом называют изображения святых людей. Вот и сегодня мы с вами поговорим об одном из великих русских святых Сергии Радонежском.
Перед вами икона великого русского святого Сергия Радонежского.
Воспитатель : Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым Сергием Радонежским. Это было очень очень давно. В одной прекрасной семье боярина Кирилла и его жены Марии родился мальчик. Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. В один из теплых майских дней Бог даровал им сына – будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия Радонежского. (Преподобный – значит особенный, праведный, не такой как все). При крещении ему дали имя Варфоломей. У него было два брата Степан и Петя. Все трое были хорошими и послушными сыно вьями боярина Кирилла и жены его Марии. А Варфоломей был лучшевсех: скромный, тихий и услужливым, старался всем помочь, уважал старших, почитал своих родителей. Да вот беда: не давалась ему учеба в школе. Родители говорили ему:«Молись, проси Бога о помощи!». Помог Варфоломею старый монах. (Монах – это человек, который целые дни проводит в молитвах, не имеющий ни своего дома, ни семьи, носящий длинное платье – рубаху). Однажды, ища в поле пропавших лошадей, Варфоломей увидел под дубом незнакомого старца, монаха, кот орый молился. Мальчик подошел к нему и со слезами на глазах поведал о своих неудачах и переживаниях. Чудесный старец дал мальчику просфору (хлеб)и благословил (т. е пожелал)хорошо учиться. С тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе. Шли годы. Вскоре родители Варфоломея умерли. После их смерти мальчик решил вместе со своим братом Стефаном уйти жить подальше от мирской жизни, в лес. Братья выбрали место в лесу, поразившее их величием и красотой, позднее названное Маковицей. Начали строить церковь. Жили, работали и молились. Стефан не выдержал испытаний пустынной жизни и ушел. А Варфоломей в полном одиночестве продолжал жить среди сумрачных лесов и трудиться, чаще питаясь только водой и хлебом, пребывая в ежедневных трудах и молитвах. Святой никогда не был один, но всегда с Богом, а иногда к нему заходил старец – духовник, читал молитвы. По просьбе Варфоломея он сделал его монахом и дал новое имя – Сергий. Около двух лет он провёл в непосильных трудах, молитвах. Разбил огород, нашёл воду поближе к дому, лечебных трав заготовил впрок.
Скоро о Сергии узнали люди из окрестных городов. Они стали приходить к преподобному, просить у него совета во всех своих делах. Никому не отказывал Сергий Радонежский. Были и такие люди, которые хотели подражать Сергию, и тогда они оставались жить рядом с ним, строили новые церквушки. Сергий сам показывал пример, как обработать огород, сшить одежду, приготовить еду. Все люди, которые жили у Сергия, называли себя братьями. Бывали дни, когда у братьев не было ни хлеба, ни соли, ни свечей, чтобы зажечь перед иконой. Но другим людям, чем могли, помогали. Сначала братья были сами по себе. И Сергий постепенно объединил своё селение, превратив в монастырь, где братья трудились на общее благо. В монастыре должен быть глава и братья выбрали главой Сергия Радонежского. Всё успевал Сергий : и за хозяйством следил, и новые помещения строил. Он одинаково любил всех людей, но с особой заботой он относился к детям. Дети с удовольствием приходили к нему в гости. Сергий с любовью мастерил для них игрушки из дерева, обучал житейским премудростям. А еще он обладал великой силой исцеления.
В своей жизни Сергий много трудился, убеждал всех своим личным примером, показывая, что хлеб надо зарабатывать, и правил своих никогда не нарушал. Своим негромким голосом и простыми словами он мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. Очень часто примирял враждующих между собой русских князей.
Собственным примером Сергий Радонежский поднял дух своего народа, пробудил в нём веру в свои силы. Он учит нас самому важному: правде, прямоте, мужественности, труду, благородству и вере. А тот монастырь, который основал Сергий Радонежский, стал называться Троице-Сергиевой лаврой, в честь Сергия Радонежского. Со всей России сюда идёт нескончаемый поток людей.
(Показ картинки сопровождаю чтением стихотворения)
Звон серебряный над нами
Словно музыка плывёт,
Манит сердце за собою,
Снова нас к добру зовёт.
И все на русскую красу
Спешат сюда смотреть,
А Лавра уж стоит века
Много времени Сергий Радонежский уделял общению с детьми. В те давние времена дети тоже очень любили играть. Особенно они любили хороводные игры. Давайте, мы с вами поиграем. Встанем в хоровод.
Хороводная игра (звучит музыка)
За руки друзей берём, вместе хоровод ведём, (идем по кругу хороводным шагом)
А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок, (поворачиваемся лицом в круг и, не
отпуская рук, выставляем ножки на каблук).
За руки друзей берём, вместе хоровод ведём (ведём хоровод).
Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей (прыгаем на месте)
А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок (поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук)
Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей (подпрыгиваем на месте)
Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (выполняем движение «фонарики»)
А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок (выставляем ножки на каблук)
Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (сжимаем-разжимаем кулачки)
И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…
Воспитатель : Да, истинная слава принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истине, добру, благу всех людей. Народ не забывает своих героев. О Сергии Радонежском создана народная духовная песня.
Воспитатель : Включает аудиокассету с записью духовной песни.
Рефлексия:
Воспитатель : Что, ребята, вы узнали о Сергии Радонежском? Какие чувства вы испытываете к своей Родине?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель : Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский. Дай Бог, чтобы вы никогда не увидели войны.
Ребята,я предлагаю изготовить ангелочков из ватных дисков и подарить их близким.