Ольга Мордвинова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для средней группы детского сада «В мире доброты и вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада
Тема: «В мире доброты и вежливости»
Цель:
Углублять представление детей о доброте,и вежливости как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
- расширять представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для средней группы детского сада „В мире доброты и вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность)
- обогащать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.
-побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
- Добиваться доброжелательной, интонационной выразительности речи.
Материалы:
Зернышки, семечки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры, лавочка, музыкальные записи, игрушка-машинка, книга, видео запись разговора Незнайки.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу под музыку «Дружба»).
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.
Давайте с ними поздороваемся. Подойдём и протянем свои ладоши.
(Дети идут к гостям и протягивая к ним ладошки здороваются под музыку - "Соната")
- Ребята, у гостей ладошки теплые? (да)
- Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами.
- Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:
Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят.
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят.
(Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот).
- Солнце встало! Хватит спать!
(Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох).
Проснулись! Улыбнулись!
- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».
- Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю вас на праздник доброты и вежливости. А поедем мы на праздник на машинах. Заводим машины и поехали. (звучит музыка езды машины «Бибика» и дети имитируют движение машины. Останавливаемся возле стульчиков)
- Садитесь, пожалуйста, поудобнее на стульчики. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.
- Сегодня мы поговорим о доброте. Это удивительное, волшебное слово! Послушайте стихотворение о доброте:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята, о чём говорится в стихотворении? (о доброте)
- В давние времена, это слово произносили мягко - доброта.
- Давайте хором произнесём это слово и вслушаемся в него. (доброта).
- А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Дети отвечают своими словами, воспитатель подводит итог их высказываний:
" это умение сочувствовать и сострадать людям. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому либо"
- Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
(О человеке, поступке, пути, встрече, вечере и т. д.)
- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о добром человеке. Какой он?
(Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый).
- Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту? (Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой).
- Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).
- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о злом человеке. Какой он?
(грубый, жадный).
- Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус? (Нет).
- Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. (уступил место девочке, поделился конфетой, заступился за девочку, помог маме убрать мусор)
- Легко ли быть добрым? (нет).
- А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение, которое называется «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым? (Ксюша читает стихотворение)
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Молодец Ксюша! Автор стихотворения рассказывает нам, легко ли быть добрым (нет)
- А теперь нам расскажет Артем Л., как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят. (посылает воздушный поцелуй всем ребятам)
- Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.
-игра называется: «Всем, кто вежливым растет».
Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.
- Всем, кто вежливым растет
мимо друга не пройдет!
Даже в самой жуткой спешке
«Здравствуй» он произнесет.
Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку и говорят «здравствуй». (дети бегут- звучит музыка)
- Молодцы, проходите на стульчики.
Сейчас я вам прочитаю текст, если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.
1. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
2. Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
6. Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.
- Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (хорошее слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)
-Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать: не обидят ли ваши слова?
-А какие вы знаете пословицы о добре и вежливости?:
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. На добрый привет – добрый ответ.
7. Доброе дело лечит- злое калечит.
9. Доброе дело дороже - богатства.
10. В добре жить хорошо.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
(Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки).
- Ребята, пришёл к нам сегодня в гости Незнайка и принёс электронное письмо. Давайте его послушаем.
«Добрые слова не лень повторять мне целый день.
Ребята, пришёл к вам в гости. Слышу вы разговариваете о доброте и вежливости. Мне нужна ваша помощь. В школе нам задали домашнее задание, но я с ним не как не могу разобраться. Вы поможете мне? (дети отвечают: "Да!") Нужно выбрать добрых героев из сказок и злых….
- Спасибо вам ребята за помощь, до свидания.
- Ребята, послушайте, нужно закончить предложение:
• Зазеленеет старый пень, когда услышит. Добрый день.
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого. Спасибо.
• Если тебя бранят за шалости, надо сказать. Прости пожалуйста.
• Где бы ни были, на прощание мы говорим. До свидания.
• Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь. Здравствуйте.
- Молодцы, а я вас хочу научить очень интересной игре, которая называется «Мы с тобой одна семья»
(Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему).
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Мы с тобой друзья!
(Дети проходят на стульчики)
- Ребята, а за что нужно извиняться?
(За плохой поступок, за обидные грубые слова).
- Да, ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
- Сейчас посмотрим, как наши герои выйдут из непростых ситуаций.
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички.
- Ай-ай - заплакала девочка.
На крик прибежала девочкина мать. Почему ты обижаешь мою дочь? -Она посмотрела сурово.
- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.
- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»
- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик.
-Давай помиримся - сказал мальчик.
Мальчик с девочкой помирились
Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья. (дети обнимаются)
- Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов - зернышки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры.
- Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
(Зернышками накормить птичек, книгу подклеить, игрушку отремонтировать, на бумаге нарисовать фломастерами цветы и подарить их гостям).
- Давайте подойдём к столам и нарисуем цветы для наших гостей, а я пока заклею книгу. (Звучит музыка. Во время рисования, когда ребёнок нарисовал рисунок он проходит и дарит его гостям и говорит: «Возьмите, пожалуйста!»)
Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество
Итог занятия:
- Ребята наш праздник доброты и вежливости подошёл к концу. С какими человеческими качествами мы сегодня с вами познакомились? (доброта и вежливость). Как мы будем себя вести? (вежливо) Какими волшебными словами будем пользоваться? (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, до свидания) А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)
- Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу до
бро, улыбнемся и с поклоном всем гостям скажем волшебное, доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!» (звучит музыка)