Наталья Николаевна Меределина
Тренинги для родителей с детьми «Опыт работы педагога-психолога детского сада с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы педагога-психолога детского сада с родителями. Тренинги для родителей с детьми.
Педагог-психолог в детском саду играет важную роль в создании благоприятной психологической среды для развития детей. Одной из ключевых задач является работа с родителями, которая направлена на повышение их психологической грамотности, формирование гармоничных детско-родительских отношений и поддержку семей в вопросах воспитания и развития детей.
Основные направления работы с родителями:
1. Консультирование – индивидуальные и групповые консультации по вопросам адаптации ребенка к детскому саду, возрастных кризисов, эмоциональных и поведенческих трудностей.
2. Просвещение – проведение родительских собраний, лекций, семинаров на темы воспитания, развития и психологического здоровья детей.
3. Диагностика – выявление особенностей детско-родительских отношений и рекомендации по их коррекции.
4. Психологическая профилактика- комплекс мероприятий направленных на предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний или острых стрессовых реакций.
5. Коррекция - система мероприятий, направленных на исправление психологических затруднений.
Одной из форм психологической коррекции является тренинг для родителей с детьми. Тренинги я провожу регулярно в рамках работы клуба "Здоровая семья". Основная задача совместных тренингов для родителей и детей - укрепление эмоциональной связи, развитие навыков общения и сотрудничества.
Проведение тренингов для родителей с детьми
Тренинги для родителей с детьми – это интерактивная форма работы, которая позволяет укрепить эмоциональную связь между родителями и детьми, развить навыки взаимодействия и решить конкретные проблемы через практические упражнения.
Примеры упражнений на тренингах:
1. «Эмоциональный мостик»
Цель: развитие эмоциональной близости между родителем и ребенком.
Упражнение: Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Родитель называет эмоцию (например, радость, грусть, злость, а ребенок показывает ее с помощью мимики и жестов. Затем они меняются ролями. После упражнения обсуждают, какие эмоции было легко или сложно выразить.
2. «Совместный рисунок»
Цель: развитие сотрудничества и умения договариваться.
Упражнение: Родитель и ребенок вместе рисуют на одном листе бумаги, не обсуждая заранее тему. Важно, чтобы каждый добавлял что-то свое, не мешая другому. После завершения рисунка обсуждают, что получилось, и какие чувства возникали в процессе.
3. «Зеркало»
Цель: развитие внимания к друг другу и синхронизация действий.
Упражнение: Родитель и ребенок становятся друг напротив друга. Один из них – «зеркало», другой – «человек». «Человек» делает медленные движения, а «зеркало» повторяет их. Затем роли меняются. Упражнение помогает укрепить доверие и понимание.
4. «Сказка для нас»
Цель: развитие фантазии и умения совместно решать задачи.
Упражнение: Родитель и ребенок вместе придумывают сказку, по очереди добавляя по одному предложению. В конце обсуждают, что им понравилось в процессе, и какие чувства они испытывали.
5. «Обнимашки-угадайки»
Цель: укрепление эмоциональной связи через тактильный контакт.
Упражнение: Ребенок закрывает глаза, а родитель обнимает его разными способами (нежно, крепко, с покачиванием). Ребенок должен угадать, какие чувства родитель хотел передать. Затем роли меняются.
Пример структуры тренинга для родителей с детьми
1. Вводная часть:
- Приветствие, знакомство (если группа новая).
- Объяснение целей и задач тренинга.
- Упражнение на разминку (например, «Эмоциональный мостик»).
2. Основная часть :
- Выполнение 2-3 упражнений, направленных на развитие сотрудничества и эмоциональной близости (например, «Совместный рисунок», «Зеркало»).
- Обсуждение чувств и впечатлений после каждого упражнения.
3. Заключительная часть :
- Рефлексия: участники делятся своими впечатлениями, что понравилось, что было сложным.
- Ритуал завершения (например, общее фото или совместное создание «дерева пожеланий»).
Результаты тренингов:
- Укрепление эмоциональной связи между родителями и детьми.
- Развитие навыков общения и сотрудничества.
- Снижение уровня тревожности у родителей и детей.
- Повышение уверенности родителей в своих воспитательных способностях.
Такие тренинги помогают создать атмосферу доверия и взаимопонимания, что является основой для гармоничного развития ребенка.