Получи документы

Конспект занятия «Числа 1–5. Повторение» по дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика»

Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия «Числа 1–5. Повторение» по дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика» в подготовительной группе на 25.09.2019

ЗАНЯТИЕ 1 Тема : «Числа 1—5. Повторение»

Подготовила: Чеботарёва Марина Леонтьевна

Цель:

1) Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки = ,>, <.

Публикация «Конспект занятия „Числа 1–5, Повторение“ по дополнительной образовательной деятельности „Занимательная математика“» размещена в разделах

2) Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше — позже.

3) Ввести в речевую практику термин задача.

Материалы к занятию :

Демонстрационный — модель числового отрезка; геометрические фигуры: по 5 квадратов, кругов, треугольников (синего, желтого, красного, зеленого и оранжевого цвета); картинки с изображением зайца и лисы.

Раздаточный — геометрические фигуры: по 5 квадратов, кругов, треугольников; листы бумаги, разделенные пополам; модели «мешков» для примеров на сложение и вычитание.

Ход занятия:

Г. Счет до 5. Сравнение чисел с помощью составления пар.

1) Л 1, стр. 2.

В задании закрепляются временные отношения раньше — позже и порядковый счет.

а) — Рассмотрите картинки. Что вы заметили? (Это одно и то же дерево, только в разное время года.)

— Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (Установить, что раньше, а что потом, и поставить в окошки цифры.)

— Почему рядом с зимним деревом стоит цифра 1? (Зимой мы встречаем Новый год и начинаем новый счет времени.)

— Правильно, молодцы! А какое время года следует за зимой? Где нам поставить цифру 2? Почему вы считаете, что это весеннее дерево?

— Рядом с каким деревом должна стоять цифра 3? Как вы догадались?

— Каким по счету должно идти осеннее дерево? Почему это осень?

128 Дети высказывают свои наблюдения. Воспитатель направляет и обобщает ответы детей. Например, дети могут рассказать, что на осенней картинке небо серое, хмурое, погода ненастная, на дереве осталось мало листьев, последние листочки срывает с дерева резкий осенний ветер ит. д.

2) .№2, стр. 2.

В задании закрепляется количественный счет до 5 и сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Приемы сравнения проговариваются вначале на предметной основе. Например, можно попросить детей выстроиться парами, чтобы в каждой паре стояли мальчик с девочкой, и определить, кого в группе больше — мальчиков или девочек.

_ В случае необходимости сравнение групп предметов на рисунках можно выполнить с опорой на предметные действия детей. У них на столах — листы бумаги, разделенные пополам, и геометрические фигуры.

а) — Положите на верхней половине листа столько оранжевых кружков, сколько нарисовано грибов. Сколько получилось кружков? (3.)

— Положите на нижней половине листа столько зеленых кружков, сколько нарисовано желудей. Сколько кружков вы положили? (4.)

— Как узнать, каких кружков больше, а каких меньше? (Надо наложить один кружок на другой или приложить один кружок к другому.)

— Что вы заметили? (Оранжевых кружков меньше, чем зеленых.)

— Посмотрите на картинку, как сравнили число желудей и грибов? (Провели «волшебные ниточки», как бы приложили каждый желудь к каждому грибочку.)

— Какая запись сделана под картинкой? Прочитайте ее. (3 < 4.)

— Какие еще знаки используют для сравнения?

6) — Нарисуйте «волшебные ниточки», соединяющие лебедей и рыбок. Что вы заметили?

— К какому выводу вы пришли? (2 = 2.)

в) — Составьте пары и сравните число помидоров и огурцов сами.

— Расскажите, что у вас получилось?

— На сколько помидоров меньше, чем огурцов? На сколько огурцов больше, чем помидоров?

Н. Физкультминутка с пальчиками. Упражнения для развития моторики пальцев:

Раз, два, три, четыре, пять! На другой руке опять: Будем пальчики считать — Раз, два, три, четыре, пять! Крепкие, дружные, Пальчики быстрые,

Все такие нужные. Хоть не очень чистые.

— Вспомните, как называется каждый пальчик?

Ш. Смысл сложения и вычитания.

1) «Веселые задачи».

а) Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы загадок или задач.

5. Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел. Два — под березой, Три — у осины, Сколько их будет

В плетеной корзине?

— Это задача. В ней есть известные данные и неизвестные. Сколько грибов под березой? (2.) Положите 2 синих треугольника. Это нам известно.

— Сколько грибов у осины? (3.) Положите 3 красных треугольника. Это нам тоже известно.

— На какой вопрос надо ответить? (Сколько всего грибов в корзине)

— Это неизвестное, вопрос задачи. Как на него ответить? ( Надо сложить 2и3:2+3=5.)

— Что значит сложить? (Найти целое, объединить.)

— Какое еще действие знаете? (Вычитание.)

— Что оно означает? (Мы берем из целого одну часть и находим, что осталось.)

Я придумала для вас еще одну задачу: «Ежик принес из леса 5 грибов. За обедом он съел 2 гриба. Сколько грибов у него осталось?» (Из всех 5 грибов берем 2 гриба, остаются 3 гриба: 5—2 = 3.)

Действие вычитания моделируется с помощью треугольников.

6) Воспитатель дважды читает задачу. Теперь уже дети сами выкладывают желтые и зеленый квадраты.

Четверо ребят

В одной шубе сидят.

А один в шубенке

Стоит в сторонке. Догадайтесь скорей — Сколько всех малышей?

— Сколько малышей в одной шубе? (4.)

— Сколько малышей в шубенке? (1.)

— Сколько всего малышей? (5.) Как получили число 5? (4 + [= 5.)

— А что означает запись 5 — 1 = 4? (Все малыши были вместе, а один ушел.)

— Кто догадался, как зовут этих малышей? Какие у них имена? ( Это пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец, — дети их показывают и называют.)

2) Работа с числовым отрезком. № 5, стр. 3.

Воспитатель рассказывает детям сказку и выставляет стрелочки на числовом отрезке. Дети по очереди выходят к доске и ставят в «окошки» нужные цифры.

— Зайчик жил в норке под ореховым кустом. Мама разрешила ему погулять, но предупредила: чтобы не попасть в зубы хитрой лисице, надо прыгать от кустика к кустику и прятаться. Он пообещал выполнить это условие и прыгнул из точки 2 на | единицу вправо. Под каким кусточком он оказался? (В точке 3.)

12 3 4 6 2+1] =[]

— Вдруг неожиданно появилась лиса. Надо спасаться. Зайчик собрался с духом и прыгнул вправо, перескочив сразу через 2 точки-кусточка. В какой точке он оказался теперь? (В точке 5.)

+1 +2 = о, О 123 4 6 2+1] + [2]=[5]

— Заяц поскакал вперед, лиса — за ним. Дальше открывалось чистое поле: там от лисы не спрятаться. Решил зайчик лису перехитрить, следы запутать — и прыгнул назад, влево на одну точку-кусточек. Где он оказался? (В точке 4.)

1 2 з 4 5 5-1 =[]

— Но лиса догадалась о его хитрости и кинулась догонять зайчика. Пришлось ему напрячь все силы и прыгнуть через 2 точки — через 2 кусточка. Где он очутился? (В точке 2.)

Т

-2 1 12 3 4 6 5['-В]=]

— Лиса отстала. Но останавливаться все равно нельзя — она хитрая. И прыгнул зайчик еще на 1 точку-кустик влево. Где он теперь? (В точке 1.)

123 4 Б 5-П]-Р]- =

— Ура! Зайчик дома! Не поймать теперь его лисоньке! Дома, ребята, вспомните эту сказочку и сами выполните № 5 на стр. 3. Зайчик будет очень рад.

ГУ. Физкультминутка «Зайчата и лиса».

По числу играющих ставятся стульчики или чертятся домики. Дети- зайчики стоят у своих домиков. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст:

Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньке, Лисоньке попасть!

Зайки выбегают из домиков и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Слова воспитателя: Зайки, ушки навострите, Влево, вправо посмотрите — Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам. Увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, разбегаются к домикам. Лиса ловит зайцев.

У. Взаимосвязь целого и частей.

1) № 3, стр. 2.

Задание выполняется с комментированием. Первую строчку можно разобрать фронтально с использованием демонстрационного материала.

а) — Что лежит в 1-м мешке, 2-м мешке, 3-м мешке?

— Что вы заметили? (В двух первых мешках — части, а в третьем — целое.)

— Какой знак (+ или —) надо поставить вместо звездочки, чтобы получить верное равенство? (Знак «+», так как целое равно сумме частей.)

6) — Рассмотрите 2-ю строчку. Что вы заметили? (Маленькие мешки поменялись местами.)

— Где части? Где целое? Какой знак надо поставить? Почему?

в) Остальные два знака дети выбирают самостоятельно с обоснованием своего решения. Ответы их могут быть примерно такими:

— Теперь на 1-м месте большой мешок. В нем собраны все фигуры — это целое. Если из целого вычесть два квадрата — одну часть, то останет- ся вторая часть — три круга. Поэтому ставим знак «—».

— В последней строчке надо поставить знак «—», потому что если из всех фигур взять круги, то останутся квадраты.

Завершая работу над заданием, нужно обратить внимание детей нато, что во всех равенствах одинаковые части и целое, и проговорить с ними взаимосвязь целого и частей:

— Целое равно сумме частей.

— Чтобы найти часть, из целого нужно вычесть другую часть.

Для подготовки к следующему заданию можно попросить детей устно соотнести каждой строчке числовое равенство : 2 +3=5; 3+2 = 5; 5—-2=3; 5 — 3 = 2. Воспитатель записывает на доске предложения, высказанные детьми.

2) .№ 4, стр. 3.

Первые два задания разбираются фронтально, а последнее можно использовать для диагностики усвоения детьми взаимосвязи целого и частей. Дети, которые смогут самостоятельно составить все 4 равенства по последней картинке (1+4=5, 4+1=5, 5-—-1=4, 5—4 =1) и объяснить их смысл, освоили взаимосвязь целого и частей на достаточном уровне. Если у детей возникли затруднения, воспитатель должен выявить характер этих затруднений и скорректировать их при изучении следующих чисел.

УТ. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.

— Что понравилось? Что пока не получилось?

— Молодцы, что вы это заметили! Значит, все получится!

— Ребята, сегодня вы помогли зайчику убежать от лисы. Вспомните, где он живет? (В лесу.)

Публикации по теме:

Конспект дополнительной образовательной деятельности в средней группе «Да здравствует мыло душистое!» .

Конспект НОД «Занимательная математика» в подготовительной группе «Занимательная математика» Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием игровой технологии по математике для.

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика» Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика» I. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП «Образование числа 4. Состав числа» Тема: Образование числа 4. Состав числа. Цель: Способствовать развитию математических представлений. Задачи: 1. Упражнять детей в счете.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Занимательная математика или путешествие на планету математики» Конспект открытого занятия по математике в старшей группе. Тема: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ МАТЕМАТИКИ» Цель:.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Занимательная математика. Сравнение предметов по высоте» Конспект занятия по математике «Занимательная математика» в средней группе. Тема: «Занимательная математика». Цели: 1. Закрепить умение.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Занимательная математика с Машей и Медведем» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Занимательная математика с Машей и Медведем». Цель: закрепить знания детей о цифрах, состав числа.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика» Цель: продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10. Задачи: • Упражнять.

Модель центра познавательной деятельности «Занимательная математика» в дошкольном образовательном учреждении Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего,.

Конспект итогового занятия «Занимательная математика» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 8 «Огонёк»г. Моздока КОНСПЕКТ Итогового НОД по познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Числа 1–5. Повторение» по дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика»
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 21:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Числа 1–5. Повторение» по дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Леонтьевна Чеботарёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД