Мозговая Полина Сергеевна
«Рассказ «Живая шляпа». Конспект занятия по детской литературе для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по детской литературе
Рассказ «Живая шляпа»
Возрастная группа дошкольников: старшая группа
I. Содержательно-целевой компонент:
Цель: развитие умения понимать основную идею произведения на основе анализа мотивов, поступков, характеризующих героев рассказа «Живая шляпа» с использованием дидактической игры, решая проблемную ситуацию.
Задачи:
Образовательная: учить детей оценивать поступки героев произведения «Живая шляпа».
Развивающая: развивать умение давать ответы на вопросы по содержанию произведения «Живая шляпа» развернутым предложением.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, посредством анализа поступков, мотивов, используя личный опыт.
Игровая: дойти до финиша первым, отвечая на вопросы предложениями из не менее трех слов.
Дидактическая: закреплять умение выполнять правила в процессе дидактической игры.
Игровые действия: Воспитатель читает произведение «Жива шляпа», дети делают предположения о шляпе, после их подтверждают. Проходит игра на закрепление знаний о рассказе, появляется победитель. После дети заканчивают предложения из рассказа.
II. Организационно - деятельностный компонент
Время проведения: первая половина дня.
Место проведения: групповая комната
Форма организации игры: групповая
Дидактический материал (оборудование): изображения авторов; 2 фишки зеленого цвета, 2 фишки красного цвета; игровое поле, фишки;
Предварительная работа: чтение сказки Н. Н. Носова «Незнайка на луне», разучивание стихотворений.
III. Эмоционально - мотивационный компонент
Способы мотивации деятельности: угадывание автора.
IV. Результативно-оценочный компонент
Подведение итогов занятия:
- Скажите, а как вы понимаете эту поговорку?
- А история, которая произошла с мальчиками, может ли произойти в реальной жизни?
- Значит это произведение сказка или рассказ?
- Так, а чему же хотел научить нас автор этим рассказом?
Этапы реализации занятия
Структурный компонент Действия воспитателя Действия детей Дидактический материал
I. Эмоционально - мотивационный компонент
I. Начало занятия (заинтересовывающий момент, мотивация посредством проблемной ситуации (вопроса, установка на предстоящую деятельность) Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Сегодня мы с вами вспомним рассказ, автора которого вы назовете сами. Пройдемте к доске.
Автор этого произведения не народ.
Автор этого произведения не женщина.
Авторов этого произведения не двое.
Так кто же автор этого произведения? Вы догадались?
Это детский писатель - Носов Николай Николаевич, с произведением которого мы сегодня познакомимся.
Проходят к доске.
Дети убирают изображение народа.
Дети убирают изображение женщины.
Дети убирают изображение двоих авторов.
- Это Носов Николай Николаевич. Изображения авторов.
II. Организационно - деятельностный компонент
II. Проведение занятия (ознакомления с содержанием игрового упражнения, объяснение хода, показ игровых действий, определение ведущего)
Кто готов познакомиться с творчеством этого писателя, сядьте на стулья. Спину ровно, ноги под прямым углом.
Ребята, автор нашего сегодняшнего рассказа - Носов Николай Николаевич. Это автор сказок и рассказов, в которых рассказывается о приключениях, путешествиях, интересных историях, происходящих с ребятами, почти такими же, как вы.
Мы уже знакомы с его сказкой «Незнайка на луне». Помните, о чем говорилось в этой сказке, ребята?
А рассказ, который мы будем читать сегодня, мне очень понравился, потому что он учит быть храбрым и преодолевать свой страх.
Похожая история произошла и со мной: как-то раз, мы с подружкой играли у меня дома и вдруг увидели, как к нам медленно по полу приближается газета, сначала мы очень испугались и даже попытались остановить ее, но чуть позже, справившись со страхом, вернулись и, присмотревшись, увидели, что из под газеты выглядывал чей-то пушистый нос. «Это же мой хомяк!». Он выбрался из своей клетки и рылся в папиных газетах. После этого мы долго смеялись и всем рассказывали эту историю.
А с вами такое случалось, ребята?
В рассказе «Живая Шляпа» приключилась похожая история.
Но сначала, посмотрите на доску и ответьте на вопрос. Как вы думаете: шляпа действительно была живая или ей кто-то управлял? Если вы считаете, что шляпа была живая, возьмите и положите перед собой красную фишку. Если вы думаете, что шляпой кто-то управлял, возьмите зеленую фишку.
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, нужно внимательно послушать рассказ:
Вовка с Вадиком рисовали картинки, когда с комода упала шляпа. Вовка встал, чтобы положить головной убор на место, но когда он приблизился, шляпа внезапно зашевелилась.
Когда Вовка рассказал об этом Вадику, они вместе забились за спинку дивана. Вовка был сам по себе мальчиком несмелым, боязливым, а вот Вадик был решительный, находчивый, но слегка трусливый. Шляпа надвигалась на мальчиков. Они в страхе убежали на кухню и заперли дверь.
На кухне Вовка сказал, что пойдет домой. Он очень испугался шляпы, но все же ребята решились посмотреть, что это было. Они взяли с собой клюшку и лыжную палку.
Когда мальчики приоткрыли дверь в комнату, шляпа неподвижно лежала у стола. Как они не кричали, головной убор не шевелился.
Друзья вооружились картошкой и стали обстреливать ею шляпу. Вадику удалось попасть в шляпу. Она подпрыгнула, прозвучало мяуканье. Из-под шляпы показался котенок Васька. Ребята очень обрадовались ему и посмеялись.
А теперь, ребята, вернемся к нашим предположениям, если вы до сих пор считаете, что шляпа была живая, возьмите и положите перед собой красную фишку, но если вы думаете, что ей кто-то управлял, возьмите зеленую фишку. Хорошо, ребята. Ваши мнения не изменились. Шляпой действительно кто-то управлял. Это был котенок, который хотел поиграть.
А сейчас, с помощью игры узнаем, хорошо ли вы запомнили рассказ, но для начала разомнемся.
Выходите из-за столов и повторяйте движения за мной:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
И мы с вами дальше пошли и к игре пришли. Присядьте на свои места. Спину держим ровно, ноги под прямым углом.
Назовите цвет фишки, которой будете играть.
Передвинув фишку на кружочек, отвечаем на вопрос предложением не менее 3-х слов.
Ваша задача дойти до красного кружка.
Если всё понятно, хлопните в ладоши.
Кто будет ходить первый определим считалкой:
Раз, два, три, четыре пять
будешь первый ты играть! Внимательно послушайте вопрос и дайте на него ответ.
Вопрос тебе. Как звали мальчиков?
Правильно, мальчиков звали Вовка и Вадик. Поставь свою фишку на первый кружок.
Что делали Вовка и Вадик дома?
Да, Вовка с Вадиком рисовали картинки. Поставь фишку на первый кружок.
Скажи, чего испугались ребята?
Верно. Когда Вовка встал, чтобы положить шляпу на комод, она внезапно зашевелилась. Можешь передвинуть фишку на следующий кружок.
Где спрятались мальчики?
Хорошо. Когда Вовка рассказал о шляпе Вадику, они вместе забились за спинку дивана. Передвинь фишку на следующий кружок.
Чем стали обстреливать шляпу мальчики?
Да, друзья вооружились картошкой и стали обстреливать ею шляпу. Передвинь фишку на кружок.
Кто управлял шляпой?
Итак, последний вопрос.
Кто первый поднимет руку и ответит на него, тот выиграл.
Как звали котенка, который был под шляпой?
Кто первый достиг красного кружочка?
Я думаю, что в следующий раз удача будет на твоей стороне. Молодцы, ребята! Каждый из вас достиг результата, ответив на мои вопросы.
III. Результативно-оценочный компонент
III. Подведение итогов занятия (вопросы, советы, что не удалось и почему, как сделать иначе) Ребята, вы с интересом слушали рассказ и теперь можете закончить предложения, которые я буду читать. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
Вовка с Вадиком рисовали….
С комода упала….
Шляпа надвигалась на….
Друзья вооружились картошкой и стали обстреливать….
Из-под шляпы показался….
Молодцы, внимательно вы слушали этот рассказ. Когда я читала его, вспомнила поговорку «У страха глаза велики».
Эту поговорку я понимаю так: кто раз испугался, тот всего боится и преувеличивает.
Скажите, а как вы понимаете эту поговорку?
А история, которая произошла с мальчиками, может ли произойти в реальной жизни?
Значит это произведение сказка или рассказ?
Так, а чему же хотел научить нас автор этим рассказом?
А как бы вы поступили на месте мальчиков?
Хорошо, ребята. Вы прекрасно сегодня играли, мне было с вами очень интересно.