Татьяна Туева
Конспект итогового занятия по литературе в подготовительной группе за 1 полугодие
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Уточнить представления детей о книгах, их авторах и жанрах произведений; умение видеть различия между сказкой, рассказом и стихотворением. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Оборудование. Кроссворд; подборка книг с рассказами Е. Чарушина; сказок А С. Пушкина; листочки с заданиями для проведения лотереи.
Публикация «Конспект итогового занятия по литературе в подготовительной группе за 1 полугодие» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Ход. Дети, сегодня я хочу пригласить вас на необычное занятие. О чем мы будем говорить на этом занятии, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
1. Кто у Лукоморья ходит по цепи кругом?
2. Сивка – бурка, это кто?
3. Какое имя дают царевичу в русских народных сказках?
4. Где кощеева смерть?
5.«И на весь крещеный мир, приготовила б я…
Прочитайте выделенное слово. А для тех ребят, кто не умеет читать, загадаю загадку.
Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Как вы думаете, ребята, много ли на свете книг? Где они хранятся? Для чего людям нужны книги? (Книги дают людям знания, учат чему-то, помогают узнать что-то новое).
Что можно прочитать в книгах? (сказки, рассказы, стихи). Как называют людей, которые пишут рассказы? Сказки? Стихи?
Обратите внимание на выставку книг. Чем различаются книги представленные на выставке друг от друга? (картинками, размерами). Что общего есть у всех книг? (на каждой книге написано название произведения и фамилия автора).
Есть ли среди этих книг, книги с рассказами? Выберите их. Как вы узнали, что в этих книгах рассказы, а не сказки? Кто автор этой книги? О ком он пишет свои рассказы? Послушайте отрывок. «В одну сторону посмотрел, испугался – человек сидит, на него смотрит. В другую сторону посмотрел – черный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пес, зубы скалит. Совсем забоялся…»
Как называется рассказ? Кто его автор? Еще интересные рассказы о природе и животных пишет К. Ушинский? Как называется его рассказ, в котором папа записывал желания мальчика в записную книжку? («Четыре желания»). Какие желания были у мальчика?
Чем отличается сказка от рассказа? (в сказках есть присказка, зачин, концовка). Как обычно начинаются сказки, какой у них зачин? (В некотором царстве, Жили – были, Было у отца три сына)
Какие концовки сказок вы знаете, какими словами заканчиваются сказки? (И теперь живут, хлеб жуют, И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а
в рот не попало, Тут устроили пир, на весь мир, Тут и сказке конец, а кто слушал молодец, Стали жить – поживать и добра наживать, Тут веселым пирком, да за свадебку).
У всех ли сказок есть автор? Что означает выражение «русская народная сказка»? Какие русские народные сказки вы знаете?
Викторина «Знаешь ли ты русские народные сказки».
1. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая. К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в тёмные леса, за высокие горы, за быстрые реки.
(«Лиса и петух»)
2. О какой героине говорится:
Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал её кто – то.
Кто распростился с зеленою кожей? Сделался мигом красивой пригожей. (Царевна – лягушка)
3. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
(«По щучьему веленью»).
4. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробе с пирогами, который нёс медведь? («Маша и медведь»).
5. В какой сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трехглазка? («Крошечка – хаврошечка»).
6. В какой сказке главных героев спасает речка с кисельными берегами и печка с ржаными пирожками от догонявших гусей. («Гуси – лебеди»).
Есть ли на нашей выставке книги со сказками, выберите их. Как вы узнали, что в этих книгах написаны сказки? Что написано на обложке? Кто же автор этих сказок? Кто такой А. С. Пушкин? (русский поэт).
Что пишут поэты? В каком жанре написаны им сказки?
Как можно отличить стихотворение от других литературных произведений? (строчки стихотворений рифмованные и произносятся очень ритмично).
Давайте вместе вспомним стихотворения Александра Сергеевича.
Игра «Я начну, а ты продолжи».
Унылая пора….
Буря мглою….
Под голубыми небесами…
У лукоморья дуб…
Молодцы, что знаете стихи.
Как вы думаете, хорошо ли, если человек много читает и знает много стихов?
Действительно, чем больше люди знают стихов и чем больше читают книг, тем богаче, ярче и выразительнее будет их речь. В этом году мы с вами тоже учили стихи, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. И сейчас устроим небольшой концерт. А чтобы узнать с каким номером будут выступать наши участники, проведем лотерею.
«Лотерея». Участники подходят, берут билеты, на которых написано задание.
— Рассказать стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка»
— Инсценировать стихотворение Д. Хармса «Бульдог и таксик»
— Рассказать стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки»
— Рассказать стихотворение С. Маршака «Тает месяц молодой»
— Рассказать пословицу, поговорку
— Загадать загадку
— Рассказать скороговорку
— Рассказать считалку
Концерт.