Черкашина Татьяна Георгиевна
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
по декоративно-прикладному искусству
группа «Семицветики»
воспитатель: Черкашина Т. Г.
Тема занятия : «В гостях у Хохломы»
Цель:
- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).
Публикация «Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе „В гостях у Хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.
Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки для выкладывания композиции (картонные блюда, ложки, вазы, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,
Задачи
1. Продолжать учить создавать выразительные узоры на силуэтах из бумаги, используя освоенные декоративные элементы : волнистые линии (всем ворсом кисти, точки (концом кисти, отрабатывать плавное, непрерывное движение руки.
2. Способствовать накоплению сенсорного опыта детей и обогащению чувственных впечатлений в процессе зрительного и осязательного восприятия.
3. Развивать умение сознавать увиденное: способность мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы.
4. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
5. Развивать фантазию, чувство ритма, цветовое восприятие, творческую активность.
6. Воспитывать любовь, уважение и интерес к народной культуре.
7. Способствовать воспитанию чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, стремлению выполнить свою работу как можно лучше.
Методические приёмы
Игровой элемент – приход в гости на ярмарку по декоративно –прикладному искусству.
Показ рисования волнистой линии в воздухе поочерёдно каждой рукой, а затем двумя руками одновременно, с проговариванием слов: «По морям по волнам, нынче здесь, завтра там…» в разном темпе.
Рассматривание изделий народных промыслов, беседа о них, используя вопросы, рассказ, потешки, стихи.
Предшествующая работа
Разучивание стихов, потешек о народных игрушках. Рисование гребешка и бородки на силуэте петушка. Рассматривание иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства (хохлома).
Словарная работа.
Народные умельцы, предметы искусства, обжиг в печи, праздник Свистунья, дымка, барышня, скоморох.
Прилагательные – причудливые, забавные, добродушные, глиняные, деревянные, праздничные, необычные, шумные.
Названия оттенков основных цветов: лимонный, светло-зелёный, малиновый.
Организация и методика проведения занятия
Входят дети и встают около хозяйки (воспитатель одетая в сарафан, здороваются и отдают ей низкий поклон.
Хозяйка:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!
Рассказывание стихов детьми.
Хохлома,хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски,ложки,чашки,блюда-
Золотая вся посуда.
2 ребенок:
Кисть хохломская!
Большое спасибо
Сказывай сказку для радости жизни,
Ты, как душа у народа красива
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Воспитатель:
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.
У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.
Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки, вазы, чашки, что лежат у вас на столах.
Выполним «травный узор», который состоит из таких элементов узора как:
Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.
Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента
Часто среди «травки» (травного узора) изображают ягодки, цветочки, листики (т. е. добавляют). Воспитатель показывает как нужно рисовать
. Пальчиковая гимнастика
- А теперь мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Руки требуют заботы, поглаживают ладони
Ведь у них полно работы. стучат кулачками
Трудно целый день играть сжимают и разжимают кулачки
И лепить, и рисовать. «лепят» ладонями и «рисуют» круги в воздухе двумя руками одновременно.
Закрепление
Воспитатель напоминает детям о правилах рисования.
- Как надо правильно держать кисть?
- С какой краски будем начинать рисовать? (с самой светлой)
- Что будет делать рука-помощница? (держать листок)
- Волнистые линии можно рисовать любыми красками всем ворсом, а точки – новой краской с разноцветными блёстками концом кисти. После каждого цвета необходимо тщательно промывать кисть.
- А матрёшки-подружки будут смотреть, как вы будете рисовать. Нужно постараться, чтобы ваша работа получилась, как можно лучше. (воспитатель ставит на каждый круглый стол по матрёшке). А теперь вы сами попробуете расписать на шаблонах хохломские узоры
Самостоятельная работа
Воспитатель следит за работой детей. Даёт нужные советы. Напоминает о правильной посадке.
Гимнастика для глаз. Растирание ладоней и наполнение глаз энергией.
Хозяйка: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.
Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия самым маленьким воспитанникам нашего садика, чтобы они глядя на них, учились рисовать элементы хохломской росписи. Они будут гордиться этим и в будущем сделают изделия не хуже ваших.
А теперь я предлагаю попить чай после такой трудоемкой работы.