Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству народного промысла «Хохлома»

Наталья Стародубцева
Конспект занятия в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству народного промысла «Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект.

Образовательной деятельности

в подготовительной группе ГБОУ Школа № 935 (5)

города Москвы

По декоративно-прикладному искусству народного промысла «Хохлома»

Составитель:

Стародубцева Наталья Сергеевна

Октябрь 2017 г.

г. Москва

Цель:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству народного промысла „Хохлома“» размещена в разделах

Закрепить умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома.

Задачи:

- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,

- развивать фантазию и творческое воображение.

Демонстрационный материал:

- Для воспитателя: настольная ширма, магнитофон, записи с русской народной музыкой, столик с разнообразной посудой (городец, гжель, фарфор, хохлома, плакаты по хохломской росписи, поэтапная разработка росписи посуды, Жар-Птица, нарисованная или игрушка.

Раздаточный материал:

- Для детей: деревянная посуда, гуашь, кисть №2 с тонким кончиком, баночка с водой, тряпочка – на каждого ребенка.

Стоит студеная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая хохлома напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – карма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская хохлома

Вся золотисто-краснолика,

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает хохлома

Родную милую сторонку! Н. Глазков.

Воспитатель: – Скажите, о чем это стихотворение? хохломской росписи)

Воспитатель: – О чем напоминает вам эта роспись? (о Родине, о природе)

Воспитатель: – Скажите, а что расписывали хохломской росписью? (посуду)

Воспитатель: – А из чего её делали? (из дерева).

Воспитатель: - Послушайте, как начиналось это удивительное хохломское художество.

Поселился давным-давно в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела к его порогу как-то раз Жар-птица, задела золотым пером чашку с кашей, и стала чашка золотой. С тех пор символом хохломской росписи стала огненная жар-птица. С тех пор в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.

У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать изготовленную посуду. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Воспитатель: - В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается, это совсем непросто. Последовательность изготовления хохломских изделий.

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась.

А трава как бахрома,

Золотая Хохлома!

Филимоновская деревушка,

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор…

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково – поселок

Окаймлен лесами уголок веселый…

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе,

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

Воспитатель: – Посмотрите, как много разной посуды стоит у меня на столе, и вся она нарядная, красивая, расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет?

Воспитатель: - А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (У природы – ягодки, веточки, листки, травка)

Воспитатель: – Давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою волшебную посуду? (завиток, капелька, кустик, ягодка, листик, веточка, травинка)

Воспитатель: – А какие цвета использовали мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый).

Воспитатель: – Как хорошо вы все запомнили, вот теперь я думаю, вам знаний о хохломе хватит для того, чтобы сегодня ненадолго превратиться в русских мастеров и самим расписать деревянную посуду хохломской росписью.

Воспитатель: - Какой волшебный персонаж научил мастера расписывать посуду хохломой? (Жар-птица).

Воспитатель: – Вот и к нам на помощь Жар-птица прилетела, давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы тоже превратимся в мастеров Хохломы.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала

Крыльями махала – злато рассыпала.

Головой качала, в стороны качала

Да, с землицы русской травы собирала.

Травы собирала, чаши украшала,

Мастерство с любовью нам передавала. Руки в стороны, махи

Махи, встряхиваем кисти рук

Наклоны голы

Наклоны в пол, собираем

Собираем, обводим руками круг

Руки к сердцу, руки вперед.

Воспитатель: – Вот и превратились мы в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки, вазы, чашки. Давайте пройдем в нашу мастерскую.

(дети переходят в рабочую зону)

Воспитатель: – Но для начала давайте с вами вспомним, в какой последовательности мы будем их расписывать. (воспитатель проводит анализ последовательности росписи посуды по поэтапной разработке).

Во время самостоятельной работы детей, можно включить негромкую народную музыку.

После окончания работы воспитатель раскладывает посуду на отдельном столике.

Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такую замечательную посуду расписали, что нам на целую ярмарку хватит.

Воспитатель: – А нам с вами пора прощаться, и волшебнице Жар-Птице дальше лететь, других детей хохломскому промыслу обучать, до новых встреч.

Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.

Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.

Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.

Публикации по теме:

День семьи в старшей группе. Семейная викторина по народному декоративно-прикладному искусству ДЕНЬ СЕМЬИ «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей.

Лэпбуки по декоративно-прикладному искусствуЛэпбуки по декоративно-прикладному искусству Уважаемые коллеги! Хочу вам представить лэпбуки по декоративно-прикладному искусству :" Гжель" ," Хохлома" и "Городец". Эти лэпбуки я.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству «Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству» была разработана в соответствии с целями и задачами.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшей группы «Город мастеров» .

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Единство формы и декора в народных игрушках» Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Единство формы и декора в народных игрушках» (старший дошкольный возраст) Цель: знакомство.

Кружковая работа по декоративно-прикладному искусству «Радуга — Дуга» Пояснительная записка. Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного.

Кружковая работа по декоративно-прикладному искусству «Радуга-Дуга» Пояснительная записка. Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного.

Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству «Витраж» Мастер – класс по декоративно – прикладному искусству «Витраж» выполнила: старший воспитатель Ситкина Светлана Александровна МКДОУ Д/С «Теремок».

Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома»Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома» Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома). - Совершенствование умения при.

Открытый урок по декоративно-прикладному искусству «Мезенская роспись» План конспект открытого занятия. «Мезенская роспись». ФИО педагога: Васильчук Татьяна Владимировна Тема занятия: «Народное творчество –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству народного промысла «Хохлома»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 22:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству народного промысла «Хохлома»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стародубцева (УИ 236083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД