Лена Сырникова
Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
«Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству» была разработана в соответствии с целями и задачами исследования на основе изученного теоретического и практического материала по проблеме работы.
Проводилась по пяти заданиям:
1. Знание видов декоративно-прикладного искусства;
2. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства;
3. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства;
Публикация «Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах
4. Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства;
5. Выполнение узора на силуэте из бумаги.
Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы не ограничивалось.
Детям предлагались следующие виды заданий.
1. Знание видов декоративно-прикладного искусства проводилось в форме дидактической игры «Назови правильно».
Высокий уровень - Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает и в основном правильно называет народные промыслы.
Средний уровень - Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов.
Низкий уровень – Не проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Затрудняется назвать народные промыслы.
2. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства. Для проведения обследования была разработана дидактическая игра «Делаем покупки».
Высокий уровень - Правильно называет предметы декоративно-прикладного искусства. Описывает подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.
Средний уровень - Правильно называет предметы декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки того или иного промысла, не менее 4.
Низкий уровень - Затрудняется назвать предметы декоративно-прикладного искусства.
3. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства.
С детьми проводилась дидактическая игра «Подарок» : дошкольники выбирали любые два произведения в подарок Мишутке, затем сравнивали их, находили сходства и отличия. В качестве игрового материала мы подобрали изделия гжельских, уральских мастеров, иллюстрации с изображением различных орнаментов.
Высокий уровень - Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция).
Средний уровень - Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.
Низкий уровень – Не может провести сравнение, называет не все элементы узора, путает цвета и материал, из которого оно сделано.
4. Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства. Проводился этот этап диагностики в форме игры «Выставка». Перед детьми выставлялись предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства и орнамента. Дошкольникам предлагалось выбрать из представленных образцов, наиболее понравившиеся и, обосновав свой выбор, оформить из них выставку.
Высокий уровень - Ярко выраженное положительное обоснованное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения.
Средний уровень - Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане.
Низкий уровень – Параметры декоративно-прикладного искусства и узоры рассматривает бегло, без эмоций.
5. Выполнение узора на силуэте из бумаги. Дети должны были расписать понравившийся силуэт.
Высокий уровень - Создает узоры по мотивам декоративно - прикладного искусства. Свободно владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора четко следует стилю росписи: вносит новые элементы. Работа всегда завершена.
Средний уровень - При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена.
Низкий уровень – Изобразительные способности развиты слабо, путается в цветовом решении.
В результате проведения диагностики мы получили следующие данные:
Высокий уровень детей. Ему соответствует: начало года (1 ребенок) 5 % исследуемых детей, конец года (10 детей) 50%.
Для этого уровня характерно: ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.
Средний уровень. К данному уровню отнесли: начало года (14 детей) 70 % всех детей, конец года (10 детей) 50%.
Ребенок этого уровня проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного изделия. В основном аргументирует свой выбор изделий декоративно-прикладного искусства.
Низкий уровень соответствует: начало года (5 детей) 25% опрошенных детей, конец года (0 человек).
Дети этого уровня проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор, при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.