Оксана Гуженкова
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «На горке»
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе
Вид образовательной деятельности: комбинированный
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Цель занятия: познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке», помочь осознать основную мысль «Поспешишь-людей насмешишь», «Умел ошибиться, умей и поправиться».
Образовательные задачи:
• Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;
• Формировать умение определять характеристику главных героев посредством беседы по прочитанному рассказу;
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе „Чтение рассказа Н, Н, Носова „На горке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• Развивать связную речь через организацию беседы.
Словарная работа:
новые слова - фанерка, дворницкая, на четвереньках.
активация словаря по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
Оборудование: портрет Н. Н. Носова, картина «Зимние забавы», сборник рассказов Н. Н. Носова, предметы к рассказам Н. Носова: шляпа, огурец, кастрюля, иголка с ниткой, иллюстрации к рассказу «На горке», снежки.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова по выбору воспитателя, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». А как называются зимние месяцы?
Дети: - Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: - А какие изменения происходят в природе зимой?
Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)
Дети: - Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.
Воспитатель: Ребята, зима-это загадочное время года?
Воспитатель: У меня есть волшебный ящик с загадочными предметами. Я буду доставать из него по одному предмету, а вы догадайтесь из какого рассказа Н. Н. Носова этот предмет.
Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»
Шляпа – «Живая шляпа», кастрюля – «Мишкина каша», огурец – «Огурцы», нитка с иголкой - «Заплатка».
Воспитатель: Детский писатель - Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он написал рассказ о том, как дети строили горку. Он так и называется «На горке».
Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Беседа по содержанию
- Как называется рассказ, который мы прочитали? Почему его так назвали?
- Кто его написал?
- Что мы можем сказать про детей, которые строили горку? (Дети трудились весь день, строили горку, старались) Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.
- Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).
- А что делал Котька, когда ребята трудились? Какой он? (хитрый)
- Что произошло, когда ребята ушли обедать?
- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?
- Как Котька пытался залезть на горку? (зачитать)
- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)
- Откуда таскал Котька песок? (Из ящика. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты).
- Честно ли поступил Котька?
- Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое).
- Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)
- Понравилось ли Котьке работать? (Подтвердите словами из текста)
- Кого в этом рассказе можно назвать добрым? Почему? (Детей. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку)
- Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными). Есть такая пословица «Умел ошибиться, умей и поправиться» (каждый человек должен сам исправить то, что он испортил).
Мотивация к действию
1 вариант: Воспитатель: - Мы сегодня тоже пойдём на прогулку и будем строить горку сами!
2 вариант: Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» и строите горку. Посмотрим, насколько большая горка у нас получится.
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).
НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).