Лариса Семёнова
Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Надеждиной «Весеннее расписание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и углубление знаний детей о перелётных птицах.
Задачи:
• учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию;
• развивать связную речь детей;
• систематизировать знания детей о последовательности прилёта птиц весной (птичий календарь);
• учить детей устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма;
• развивать внимание, память, целостное восприятие;
• развивать мелкую и общую моторику;
• активизировать и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»;
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе „Чтение рассказа Н, Надеждиной „Весеннее расписание“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• воспитывать гуманное отношение к птицам и интерес к художественной литературе.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на прогулках (их поведением, активностью, строительством гнёзд);
• рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Птицы», энциклопедий;
• чтение природоведческой литературы;
• чтение произведений Т. Нуждиной «Кукушка», «Журавли», «Цапля», «Аист», В. Бианки «Лесные домишки», Е. Михайленко «Ласточка»;
• дидактические игры «Перелётные птицы», «Машины марки», «Чьё гнездо?»;
• подвижные игры «Птицелов», «Ястреб и утки», «Скворечники».
Материалы к занятию:
• рассказ Н. Надеждиной «Весеннее расписание»;
• иллюстративный материал «Перелётные птицы»;
• фонограмма «Голоса птиц».
Ход НОД:
1 часть. Организационный момент.
(фоном звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Это всё путями скорыми
Мчатся вестники весны –
Им ни рельсы с семафорами,
Ни билеты не нужны.
Крылья в воздухе полощутся,
Слышны чьи-то голоса…
Ждут гостей луга и рощицы,
Ждут своих певцов луга. (Е. Трутнева)
2 часть. Беседа педагога с детьми:
- Ребята, о ком говорится в стихотворении? Кто такие вестники весны? (перелётные птицы)
- Когда возвращаются к нам перелётные птицы из тёплых краёв? (весной)
- Кто прилетает первым? Тот, кто больше соскучился? (ответы детей)
- Оказывается, есть правило: птицы возвращаются тогда, когда для них появляется корм. Об этом интересно описывается в рассказе Н. Надеждиной «Весеннее расписание». Давайте я вас с ним познакомлю.
3 часть. Чтение рассказа Н. Надеждиной «Весеннее расписание».
4 часть. Беседа по содержанию:
- Как называется рассказ?
- Кто автор?
- Что подсказывает нам, кого и когда встречать? (земля в поле, вода в речке, листья в лесу, цветы в саду)
- Какие птицы прилетают первыми?
- Когда водоплавающие птицы прилетают домой и почему именно в это время?
- Когда приходит время последних встреч перелётных птиц? (когда кончается весна)
5 часть. Физминутка «Перелётные птицы»:
Тели-тели, тели-тели (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка (поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами делают клюв)
6 часть. Дидактическая игра «Птичий календарь»:
- Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, чтобы вы запомнили в какой последовательности к нам возвращаются перелётные птицы из тёплых краёв весной и составим птичий календарь (с использованием иллюстративного материала):
• Первым прилетает грач. Он всеяден, но основная его еда - черви, которых он достаёт из оттаявшей земли на проталинах.
• Затем прилетают скворцы, а потом жаворонки. Они поедают семена и мелких насекомых.
• Следом прилетают зяблики. Они питаются зёрнами и семенами растений.
• Потом прилетают дрозды. Их пища – семена растений, мелкие насекомые.
• Теперь пришла очередь водоплавающих. Их пища – рыба, водные насекомые.
• Последними прилетают кукушки, стрижи, соловьи, ласточки. Они питаются только насекомыми.
В ходе игры дети соотносят картинки птиц с картинками корма для данных птиц.
7 часть. Педагог:
- Ребята, мы с вами на занятии говорили о перелётных птицах. Птицы – наши друзья. Нам с вами всегда интересно узнавать о них что-то новое и вспоминать то, что мы уже знаем. Давайте сыграем в игру «Добавь слово»:
• у человека – квартира, а у птицы - … (гнездо);
• у зверей – шерсть, а у птиц - …(перья);
• у нас – нос, а у птиц - …(клюв);
• у человека – ребёнок, а у птиц - …(птенец);
• дом – из кирпичей, а гнездо – из …(веточек);
• у человека – ноги, а у птицы - …(лапки);
• у людей – ногти, а у птиц - …(когти)…
8 часть. Итог занятия.
- С каким произведением мы с вами познакомились?
- От чего зависит прилёт птиц весной?
- Почему ласточки улетают в тёплые края первыми, а возвращаются последними?