Демьянова Надежда
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе.
Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
Автор-разработчик: Демьянова Н. А.
Длительность : 30 минут.
Цель: Создание условий для формирования у дошкольников интереса к книге и внутренней потребности к чтению художественных произведений.
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе, Рассказ В, Осеевой „Синие листья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осеева В.А.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Синички. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
Задачи: Учить внимательно слушать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы; выделять события, видеть их последовательность в произведении; сравнивать объекты; участвовать в диалоге на занятии; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного; воспитывать положительное отношение к чтению художественной литературы; формирование эмоционального восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Знакомить с особенностями литературных жанров : рассказ, рассказ-притча. Проявление интереса к текстам познавательного содержания. Развитие эстетического вкуса.
Оборудование: Портрет писателя, книга сборник рассказов В. Осеевой, раздаточный материал.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Рада вас видеть! Давайте подарим друг другу свои улыбки! Чтобы наше настроение было вдвойне хорошим.
2. Постановка темы занятия.
-Отгадайте загадку:
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна. (дружба)
-Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое дружба, умеете ли вы дружить, и почему надо беречь дружбу.
4. Знакомство с писательницей.
Валентина Александровна Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Воспитатель напоминает о прочитанном рассказе
«Волшебное слово».
Эти рассказы-притчи (Притча - это небольшой рассказ, наполненный мудростью и несущий в себе, как правило, некое наставление или поучение) учат вежливости, честности, уважению к людям.
На досуге Валентина Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.
5. Знакомство с рассказом «Синие листья»
-первичное чтение воспитателем.
-Понравился ли вам рассказ?
-Какое настроение вы почувствовали?
6. Хороводная игра по теме «Дружба»
Цель: Воспитание позитивного отношения детей друг к другу, создание эмоционально радостного настроения.
-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).
-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).
-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).
-Жить (хлопаем в ладоши)
-Дружить (соединяем руки ладонями).
7. Вторичное чтение произведения. Вопросы к тексту.
Катя была счастливой обладательницей цветного зеленого карандаша. Когда этот карандаш потребовался её подружке Лене, то у Кати не было желания его отдавать. Она всячески оттягивала момент передачи карандаша. Лена чувствовала, что подруге не хочется давать ей карандаш. Как же разрешилась эта ситуация?
Вопросы и ответы к рассказу Осеевой «Синие листья»
1. Назовите героев этого рассказа.
2. Почему Катя, узнав, что Лене нужен карандаш, не откликнулась на её просьбу и не дала ей карандаш?
Ответ: Катя решила спросить разрешение у мамы
3. Какого цвета карандаш нужен был Лене?
Ответ: зеленый
4. Дала ли мама согласие на то, чтобы Лена порисовала карандашом?
Ответ: да
5. Почему после разрешения мамы карандашом Лена воспользоваться не смогла?
Ответ: Катя решила спросить ещё и у брата
6. Почему Лене нужен был именно зеленый карандаш, а не красный и не желтый?
Ответ: потому что ей нужно было нарисовать листики и траву
7. Какие условия должна была соблюсти Лена в случае пользования Катиным карандашом?
Ответ: не чинить, не нажимать крепко, не брать в рот, много не рисовать
8. Что вызвало недовольство Кати, которое отразилось на её лице?
Ответ: по её мнению, объём, рисуемый зеленым карандашом, был довольно большим
9. Почему Лена отказалась принимать Катин карандаш?
Ответ: потому что Лена видела, что Кате не хочется давать ей карандаш
10. Почему Катю удивило Ленино решение не брать карандаш?
Ответ: она не понимала, что сделала не так
11. Какого цвета листья были на рисунке Лены?
Ответ: синие
12. Кого в классе удивил цвет листьев на рисунке Лены?
Ответ: учительницу
13. Какой ответ Лена дала учительнице на вопрос, почему у неё листья синего цвета?
Ответ: Лена промолчала
14. Почему в разговоре с учительницей Катя покраснела?
Ответ: Катя чувствовала, что поступала неправильно по отношению к подруге
15. Почему Кате не хотелось давать Лене зеленый карандаш?
Ответ: потому что ей было жалко карандаша для подруги
16. как бы поступили вы на месте Кати?
17. как вы думаете, будут ли девочки дружить в дальнейшем? Почему?
6. Итоги занятия.
Главная мысль рассказа "Синие листья"
«Надо так давать, чтобы можно было взять».
Воспитатель задает вопрос детям :Чему учит рассказ "Синие листья"?
Рассказ учит не жадничать и делиться с друзьями. Учит не думать только о себе. Учит обходиться своими силами.
Главная мысль рассказа Осеевой «Синие листья» заключается в том, что истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.
7. Пословица к рассказу : «Друг познается в беде»
Воспитатель задает вопрос, о том, как понимают дети, пословицу.
Для любого человека дружба является великой ценностью. Никто из нас не представляет своей жизни без верного и хорошего друга. Правда, встретить такого весьма сложно. Некоторые знакомятся и сохраняют дружбу со школьной скамьи, а кому-то вовсе не суждено найти стоящего друга. Недаром говорится в пословице, что «друг познается в беде». Ведь в радости с нами всегда все рядом. Но, только когда приходит беда и сложные жизненные обстоятельства, не каждый друг способен вынести это и поддержать вас. Таких друзей стоит ценить и держаться за них, таким другом стоит стать самому
8. Рефлексия.
На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик
- синим, если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам
- зеленым, если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам
- красным, если не знаете, как поступить. Не знаю