Ирина Борисова
Конспект занятия по бурятскому языку «В гостях у Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по бурятскому языку «В гостях у Лесовичка»
Цель: прививать интерес к познанию бурятского языка.
Задачи
обучающие:1. активизировать в речи детей названия животных на русском и бурятском языках; слова-приветствия на бурятском языке, закрепить использование детьми пространственных предлогов, наречий, тренировать согласование слов в предложениях; развивать выразительность речи, силу голоса;
Публикация «Конспект занятия по бурятскому языку „В гостях у Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Республика Бурятия
- Темочки
2. развивать образность речи с помощью лексических и грамматических средств;
3. расширить словарь детей следующими формами фольклора: пословицами, поговорками, загадками.
развивающие:
1. развивать память через разучивание сказки, речь – через художественное слово (бурятский фольклор); развивать мышление, умение отвечать на заданный вопрос.
2. создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);
воспитательные:
1. воспитывать уважение к людям других национальностей, интерес к обычаям и традициям.
2. воспитывать уважение к бурятскому языку, культуре бурятского народа, бережное отношение к животным, улучшать взаимодействие между детьми, учить строить партнерские отношения.
3. воспитывать любовь к родной природе.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное познание.
Предварительная работа
Предварительная работа включает в себя следующие виды деятельности: чтение художественной литературы о животных наших лесов,изучение иллюстраций с животными и растениями, отгадывание загадок, проведение дидактических и подвижные игр, рассматривание схем по описанию, разучивание песен и стихов, чтение бурятских сказок, работа по мнемотаблице.
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиозапись, мольберт, макет территории Бурятии, карточки с изображением животных, птиц и растений, домик-теремок, маски животных (мышки, лягушки, лисы, зайца, волка, медведя, мнемотаблица, цветы и бабочки из цветного картона.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сайн байна, ухибууд!
Хэшээлдэмнай олон айлшад ерээд байна, мэндэшэлэебди. Улыбнемся друг другу, поднимем настроение и начнем нашу работу.
- hуугты!
- Ребята, вы любите природу, животных? (ответы детей)
Вы не обижаете их? (ответы детей)
В таком случае мы сегодня проведём занятие в волшебном лесу.
Вы согласны? (ответы детей)
2. Фонетическая зарядка:
А-аа – ай
Ай-сай-бай
Сайн –сайн
hайн – hайн
Давайте полоскать горло
го – го - гоё
гэ – гэ –гэн –гэн – нэгэн
хо –хо х –х
хэ –хэ - хээ
Ямар гоё гээшэб!
3. Основная часть
Ой, посмотрите, кто нас встречает? Да, это же Лесовичок.
Лесовичок : Сайн байна ухибууд. Давайте познакомимся. “Хэн гэжэ нэрэтэйбта?”(Как тебя зовут) “Хэдытэйбта?” (Сколько тебе лет). Ребята, вы какие-то невеселые, грустные, может устали в дороге? Что случилось?
Дети: Мы приготовили тебе подарок, а злой волшебник обманным путем забрал подарок и очень расстроились.
Лесовичок : Я попробую вам помочь, но вы должны выполнить мои задания и может злой волшебник превратится в доброго волшебника.
Мы выходим на красивую полянку. Харагты даа! (Посмотрите). Как на ней много летает разноцветных бабочек и какие красивые разноцветные цветочки здесь растут.
-Oо, харыш энэ сэсэг! Повторите, пожалуйста: сэсэг.
(Каждый ребёнок повторяет).
-Хэлэгты даа, ямар нгэтэй сэсэг бэ (Скажите, какого цвета этот цветок-улаан унгэтэй. (Он красный).
Дети называют цвета цветов.
-Энэ юун бэ? (Скажите мне, пожалуйста,что это).
-Эрбээхэй (Это бабочки).
- Наадахамнай (Давайте поиграем).
Лесовичок : Я заметил, что у вас поднялось настроение, предлагаю такое задание – игру «Бабочки и цветочки» : поймайте бабочку и посадите её на цветок такого же цвета.
Справились с заданием?А следующее задание трудное. Будьте внимательны. Богат и прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы нашего края. Предлагаю вам вспомнить какие растения, рыбы, животные являются обитателями нашей края и заселить ими свои макеты. У вас на столах лежат карточки с разнообразными животными, растениями, птицами и макет нашей республики Бурятии. Выберите только те растения, животные и птицы, которые есть у нас в республике и положите на макет. Не всем одинаковые задания:дети, которые сидят за синим столом должны выбрать только животных, за красным – животных и птиц, за зеленым – растения, животных и птиц.
Молодцы! Вы знаете хорошо животных и птиц нашего родного края. Я увидел у вас имеются затруднения с растениями. Ребята, а вы любите играть?Я предлагаю самим выбрать любимые свои игры.
На мольберте большая карточка. В середине карточки изображены девочка и мальчик -буряты. Вокруг них нарисованы картинки, на которых изображены русские и бурятские народные игры. Вы должны выбрать только бурятские спортивные и народные игры и соединить их с девочкой и мальчиком линией. В какие игры будем играть?
Подвижные игры «Волк и ягнята», «Бэлээ».
Муноо удэр намда нэгэ бэшэг ерэбэ. Баир хубуун бэшэнэ. Сегодня пришло на мою электронную почту сообщение. Мой друг Баир пишет, что у него все хорошо. Он любит играть, читать, а еще больше всего любит загадывать загадки. Вот отправил нам загадки. Вы сможете отгадать? Вот послушайте:
( 1 слайд: аудиозапись с загадками)
Хоть крепки мои копыта, и остры мои рога,
Я добра и не сердита, нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: Му-му!
Молочка налить кому? (корова)
Энэ хэн бэ? (ухэр)
Какую пользу приносит корова? (дает молоко).
3 слайд.
Чемпионка в быстром беге,
я порой вожу телеги
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (лошадь)
Энэ хэн бэ? (морин)
Как используют люди лошадей? (молоко, шкура, мясо, как транспорт)
5 слайд.
Завиточки на рогах,
а колечки на боках.
Вышел он поесть ромашек
Как зовут его?
Энэ хэн бэ? (хонин)
Какую пользу приносит овечка? (шерсть, мясо, шкура.)
7 слайд Молоко ее полезно,
В огород она залезла,
И глядит во все глаза
Длиннорогая… (коза)
Энэ хэн бэ? (ямаан)
Какую приносит пользу козочка? (молоко, шерсть)
9 слайд
С гибкой шеей и горбатый,
С теплой шерстью рыжеватой
Груз тяжелый, всякий люд
По пескам везет (верблюд)
-Энэ хэн бэ? (тэмээн)
-В каком качестве использовали в основном верблюдов? (мех, транспорт, так как они самые выносливые животные. В качестве мяса верблюдов не использовали, в современном мире стали использовать, в основном монголы).
-Молодцы, все загадки разгадали. Таабаринуудые мэдэхэ бэрхэт даа!
(12 слайд)
-Хэды амитад болобо? Сколько животных получилось? Тоолое (табан -пять)
-давайте посчитаем по-бурятски. (нэгэн….)
(13 слайд) - Как мы их вместе называем? (5 драгоценных животных)
- у какого народа почитались эти животные? (у бурят).
В какой сказке вы встречались с этими животными? (сказка «Репкэ»).
Дети: Добрый Лесовичок, много хороших дел проводишь в лесу, нам настроение поднял и мы решили показать сценку из сказки «Теремок» на бурятском языке.
Би Хулгана.
Сайн байна.
Из какой из сказки я пришла?
Дети: Гэрхэн, Репкэ.
Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.
Дети: Это - «Теремок». Гэрхэн
Ваша гостья пришла из сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки. Та хэмта?
Би баха – лягушка, би шандаган – заяц, би – унэгэн – лиса, би – шоно, би – баабгай. Танайда орожо болох гу?
Хулгана: Орогты!
Следующая сказка - «Гурбан порошоонхо».
Мы расскажем эту сказку по мнемотаблице, которую нарисовали сами.
Все сказки, которые мы изучали, о дружбе, добре,помощи и заботе друг о друге.
Итак, ребята, вы мне очень понравились. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. С вами было очень интересно, давайте встретимся ещё! А вам понравилось в лесу? Но самое главное –злой волшебник стал самым добрым и вернул вам ваш подарок.
Дети: В знак благодарности мы вам дарим картинки, поделки, загадки, сказки об обычаях и традициях бурятского народа. Баяртай,Лесовичок!