Альбина Иванова
Конспект занятия по бурятскому языку для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по бурятскому языку для детей 5-6 лет.
Цель: прививать интерес и любовь к познанию бурятского языка.
Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей со сказкой «репка», обобщить знания детей о пяти драгоценных животных, продолжать учить детей бурятским словам «дээрэ», «дооро», «ухэр», «хонин», «морин», «тэмээн», «ямаан» (название домашних животных, повторить стишок, цвета на бурятском языке. Развивающие: развивать память через разучивание сказки, речь через художественное слово (бурятский фольклор); развивать мышление, умение отвечать на заданный вопрос, понимание заданного умение обобщать, Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к бурятскому языку, к культуре бурятского народа, бережное отношение к животным, к друг другу, улучшает взаимодействие между детьми, учить строить партнерские отношения.
Публикация «Конспект занятия по бурятскому языку для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познание.
Материал к НОД: телевизор, колонки, маски, презентация, мячик, аудиозагадки.
Ход образовательной деятельности: -Сайн байна, ухибууд! -Сайн байна, манай айлшад!
СЕГоДНЯ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ПОГОДА. ДАВАЙТЕ ОБ ЭТОМ РАССКАЖЕМ. Муноо удэр намда нэгэ бэшэг ерэбэ. Баир хубуун бэшэнэ. Сегодня пришло на мою электронную почту сообщение. Мальчик Баир написал. Мой давний друг- минии нухэр. Он пишет что у него все хорошо. Он любит играть, читать, а еще больше всего любит загадывать загадки. Вот отправил нам загадки, вы сможете отгадать? Вот, послушайте-шагнагты:
1 слайд. (аудиозапись с загадками). Хоть крепки мои копыта, и остры мои рога, Я добра и не сердита, нравом вовсе не строга. В поле я мычу: Му-му! Молочка налить кому? Энэ хэн бэ? Ухибууд. (ухэр- корова).
Какую пользу приносит корова? (дает молоко, мясо, шкура)
2 слайд. Чемпионка в быстром беге, я порой вожу телеги Дядя конюх мне принес Воду, сено и овес. Энэ хэн бэ? Ухибууд. ((морин- лошадь).
Как используют люди лошадей? (молоко, шкура, мясо, как транспорт)
3. слайд. Завиточки на рогах, а колечки на боках. Вышел он поесть ромашек Как зовут его? Энэ хэн бэ? Ухибууд (хонин). -Какую пользу приносит овечка? (шерсть, мясо, шкура.)
4. слайд. Молоко ее полезно, В огород она залезла, И глядит во все глаза Длиннорогая… Энэ хэн бэ? Ухибууд (ямаан-коза).-Какую приносит пользу козочка? (молоко, шерсть)
5. слайд. С гибкой шеей и горбатый, С теплой шерстью рыжеватой Груз тяжелый, всякий люд По пескам везет (верблюд). -Энэ хэн бэ? (тэмээн)
-В каком качестве использовали в основном верблюдов? (мех, транспорт, так как они самые выносливые животные. В качестве мяса верблюдов не использовали, в современном мире стали использовать, в основном монголы).
-Молодцы, все загадки разгадали. Таабаринуудые мэдэхэ бэрхэт даа! -Хэды амитад болобо? Сколько животных получилось? Тоолое (табан -пять). давайте посчитаем по-бурятски. (нэгэн….)
6 слайд. - Как мы их вместе называем? (5 драгоценных животных)
- у какого народа почитались эти животные? (у бурят).
7. слайд. – ушоо, Бэшэг соо Баярай нааданайнууд тухай бэшэгдэнэ. Баярай нааданайнууд эндэ тэндэ таранхай. Туhалыт гэнэ! А еще в письме сказано, что игрушки у Баира везде раскиданы. Помогите ему найти. Поможем?
-Ухэр хаана байнаб? Хотон соо - в стайке
-морин хаана байнаб? уhанай хажууда-возле речки
-Ямаан хаана байнаб? Хада дээрэ –на горе
-тэмээн хаана байнаб? Тала дайда-в степи
- Зуб даа, бэрхэт! Помогли Баиру найти его игрушки. А за это Баир отправил нам волшебный предмет. Энэ юун бэ? (бумбэгэ)
- бумбэгоор наадаха дуратай гут. Наадая? ( дети: наадая)
-сейчас всех я превращу в мячики. Нэгэ, хоер, гурба бумбэгэнууд бологты!
- игра «Мой веселый звонкий мяч»(Хунгэн солобон бумбэгэм).
Хунгэн солобон бумбэгэм, Хухин хайшаа бумбэрбэш?
Хухэ, улаан унгэтэй, Хусэхэнь угаа бэрхэтэй. (С. Я. Маршак)
Бум, бум, бумбэгэ, энэ минии бумбэгэ бумбэлзэнэ
-энэ ямар бумбэгэ? (улаан, ногоон, хухэ, яагаан, хара).
- вам понравилась игра? Спасибо скажем Баиру. (hайн даа)
Итог. -о чем мы сегодня говорили? ( Гэрэй амитад: ухэр, хонин, ямаан, тэмээн, морин)
-Что-то новое узнали?
- с кем мы сегодня играли? -какую игру играли? (бумбэгэн)
-Что больше всего понравилось?