Наталья Александровна
Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в средней группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в средней группе на тему "Зима".
Тема: «Зима».
Цель:
- углубить знания детей о зиме, ее характерных чертах, признаках, учить различать признаки времен года.
Задачи:
- развивать связную речь, умение говорить правильно; развивать логическое мышление;
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- закрепить названия пройденных слов на эрзянском языке ;
- познакомить с новыми словами на эрзянском языке ;
- учить правильно держать карандаш и раскрашивать, не выходя за контур;
- воспитывать любовь к природе родного края, интерес к эрзянскому языку и чувство гордости за свой народ.
Материал и оборудование:
силуэты животных,
цветок с лепестками красного, желтого, белого и зеленого цвета; иллюстрации, изображающие времена года; корзина со снежками из мишуры.
Методические приемы:
беседа о зиме, работа с картинками, сюрпризный момент «Волшебный цветок».
Новые слова: теле; якшамо, лов (зима, холодно, снег)
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Шумбратадо, эйкакшт! (Здравствуйте, дети)
- Шумбратадо, Наталья Александровна! (Здравствуйте, Наталья Александровна)
- Шумбрат, Тася! ды седе тов. (Здравствуй, Тася и т. д)
- Кодамо тынк течи ёжонк? (Какое у вас сегодня настроение)
Педагог спрашивает каждого ребёнка. Исправляет произношение, если оно не правильное.
Дети, опираясь на смайлики на доске, отвечают.
2. Фонетическая зарядка.
А)«С горки» Представить, что дети катятся с горки на санях. Делают глубокий вдох носом, а на выдох произносят : «У-у-у-ух!»
Б) «Как гудят машины». Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох носом, выдох с произнесением слов «Би-би-би!»
В) «Постучите по коленям» Ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям и сказать : «Тук-тук!» Выпрямиться. И так 6 раз.
3. Повторение пройденных слов.
Один ребёнок подходит к столу, берёт рисунок и спрашивает: «Те кие?».(" Это кто?") Дети отвечают.
Те сеель. (Это еж)
Те тетя. (Это папа)
Дидактическая игра.
Воспитатель называет животное на эрзянском языке, а дети поднимают определённый силует животного.
4. Основная часть.
- Сегодня у нас в гостях «волшебный цветок» и мы с вами должны угадать, почему у него только четыре лепестка.
- Эйкакшт, а какого цвета лепестки? (Дети, а какого цвета лепестки)
- А как вы думаете, какому времени года соответствует зеленый цвет? (Зеленый цвет соответствует весне)
- Эйкакшт, а лето какому цвету соответствует? (А к лету подходит красный цвет. Потому что летом жарко)
- А почему желтый цвет относим к осени (Потому что осенью все становится желтым: и травка, и листья)
- А какому времени года соответствует белый цвет? (Зиме)
- Давайте перечислим признаки зимы. (Земля покрыта снегом, деревья стоят голые, небо пасмурное, солнце светит, но не греет)
- Ребята, а вам нравится зимой? (Зимой можно кататься на санках, на лыжах, зимой приходит Новый год, дети лепят снежную бабу)
- А за что мы не можем любить зиму? (На улице холодно, мерзнут руки, щеки, нос, долго нельзя гулять)
- Как вы думаете, кому еще холодно зимой? (Птичкам холодно, животным. Им нечего кушать)
- А мы можем им помочь? (Да, надо сделать кормушки и посыпать корм)
- А теперь скажите, какая зима? (Снежная, морозная, вьюжная, серебристая, блестящая, скрипучая)
5. Физкультминутка.
Дети стоят в кругу, перед каждым ребёнком снежок из мишуры.
Педагог читает сначала стихотворение на русском языке, потом - на эрзянском. Стихотворение сопровождается соответствующими движениями.
Ой кругом белым - бело!
Много снега намело.
Снег я буду в руки брать
И снежки начну катать.
Вот какой большой снежок
Сделал я и мой дружок.
(В конце стихотворения дети кидают в друг друга снежки. Предварительно педагог проводит беседу о том,
что в лицо снежки кидать нельзя, потому что это опасно)
Вай, зяро лов прась,
Ашо пертьпельксэсь кармась!
Мон кедезэнь лов саян
Ды вишка ловнеть тейнян!
Эрька, ялгай, налксетяно,
Ловнесэ минь ёртнетяно.
6. Работа над новыми словами.
- "Зима" по – эрзянски «теле».
- Послушайте внимательно, как я произношу это слово.
- А теперь давайте произнесем хором.
- А сейчас я вам буду кидать мяч и произносить слово. Вы кидаете мяч мне обратно и тоже произносите слово.
- "Холодно" по – эрзянски «якшамо».
Работа проводится аналогично.
- "Снег" по - эрзянских "лов".
Работа проводится аналогично.
7. Чтение и обсуждение стихотворения.
- Послушайте, ребята, стихотворение на эрзянском языке про зиму.
Теле.
Теле,телине!
Теле,теле, телине!
Ашо чама авине
Ашо руця прясонзо
Ашо панар лангсонзо.
- А теперь послушайте это стихотворение на русском языке.
Зима.
Зимушка, зима!
Ах ты, зимушка- зима!
Белая красавица
Одела белый платок и платье.
Так ты всем нравишься.
- Ребята, вам понравилось стихотворение?
- А кто скажет, о чем эти стихи? (Ответы детей)
8. Творческая часть.
Ребята, я сейчас вам раздам раскраски, а вы их раскрасьте правильно. Какие основные цвета у зимы?
Покажите в своих раскрасках, какая зима холодная.
9. Итог занятия.
- Ребята, о чём мы говорили на занятии? Что вам особенно понравилось на занятии? Какие новые эрзянские слова мы учили?
Молодцы! Всех благодарю за занятие. Можете быть свободны.