Миндзяк Ирина Сергеевна
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] «Путешествие по родному городу»
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСИЙ САД №30 КОМБИНИРУЕМОГО ВИДА»
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука [ш] в словах, словосочетаниях и простых предложениях «Путешествие по родному городу»
Выполнила
учитель-логопед
I кв. категории
Миндзяк И. С.
Мончегорск, 2023
Цель: автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях и простых предложениях.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [ш] „Путешествие по родному городу“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Коррекционно-образовательные: активизировать и расширять словарь детей по теме «Мой город»; закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, словосочетаниях и простых предложениях; упражнять в определении места звука [ш] в словах; совершенствовать грамматический строй речи ( упражнять в образовании: существительных множественного числа, существительных в родительном падеже; в согласовании: прилагательных с существительным, числительных с существительными).
Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; речевое дыхание и ритм речи; фонематический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, память; слоговую структуру речи; умение ориентироваться в пространстве; навыки речевого общения; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; координацию речи с движением.
Воспитательные: формировать навык самоконтроля за собственной речью; воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность; воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине.
Оборудование: карточки с упражнениями для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [ш]; сюжетная картина, мяч, билеты с изображением букв; дидактические игры: «Один - много», «Подарки для друзей», «Собери листочки», «Посчитай шишки и орешки», «У меня нет», «Что под шапкой?», аудио- и видеозаписи, карта – схема.
Инновационные педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, игровые, здоровьесберегающие, информационные технологии (интерактивная доска, планшеты).
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города, в городской парк, в школу, рассматривание альбомов, фотографий о родном городе, чтение стихов о родном городе. Выполнение артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики; постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по звуковому анализу слов; по усвоению образования существительных множественного числа, существительных в родительном падеже; согласования прилагательных с существительным, числительных с существительными; работа с деформированным предложением.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуй, ребята! Сегодня на нашем занятии гости, давай поздороваемся с ними.
- Мне на почту пришло письмо. Давайте посмотрим и узнаем, что в нем? Посмотрите, в конверт вложена карта нашего города. А как называется наш город? (Мончегорск).
- Наш город очень красив, в нем есть много озер, улиц, различных зданий, памятников. Ребята, а вы любите путешествовать? Как можно это сделать? Ответы детей (Можно смотреть альбомы, фотографии, пройтись пешком или поехать на машине)
- Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Давайте рассмотрим карту. Стрелочка нам указывает маршрут, куда мы будем двигаться. С начала мы поедем прямо. А потом свернем направо, затем снова прямо, направо и в самом конце снова повернем направо.
- Но прежде, чем поехать, пассажиру необходимо оплатить проезд, купить билет. Билеты у нас необычные. Надо назвать первый звук в словах.
Дети по очереди отвечают на вопросы и получают билеты с изображением соответствующей буквы.
Речевой материал: Аня, Уля, игра, автобус, уши, астра, улей, ирис.
II. Основная часть.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики.
- Прежде, чем отправится в путешествие, и рассказать о тех местах, в которых мы побываем, давайте поиграем с нашими язычками.
Выполнение артикуляционной гимнастики для шипящих звуков перед зеркалом : «Улыбка», «Трубочка», «Качели», «Чашечка», «Вкусный мед», «Грибок».
- Отлично, у вас хорошо получилось.
2. Артикуляционный профиль и характеристика звука [ш] :
- Посмотрите, нас уже ждет автобус.
Звучит аудиозапись сдувающегося колеса.
- Ой, что это за звук мы слышим? Кажется у него сдулись шины. Давайте вспомним, как мы произносим звук [ш].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [ш]? А где находится язык? Что делает горлышко? Какая воздушная струя?
- Губы улыбаются, зубы разомкнуты. Язык находится вверху. Горлышко не поёт. Воздушная струя сильная, тёплая.
- Давайте вместе произнесем звук [ш].
3. Игра «Мячик»
- Язычки мы размяли. Посмотрите, здесь лежит мешочек. Интересно, что в нем, посмотрим?
Дети обнаруживают Су-Джок массажер и берут из мешочка по одному шарику.
- Пришла пора поиграть с нашими ладошками. Проговаривайте слова и выполняйте движения.
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
Я мячом круги катаю, (катаем круги по столу)
Взад-вперед его гоняю (катаем вперед-назад по столу)
Им поглажу я ладошку (катаем между ладонями)
А потом сожму немножко (сжимаем обеими руками)
Каждым пальцем мяч прижму (сжимаем правой рукой)
И другой рукой начну (сжимаем левой рукой)
Дети выполняют движения с шариками по стихотворному тексту.
4. Упражнение «Назови первый звук в слове»
- Теперь мы готовы отправиться в путешествие. Занимайте места в автобусе.
Дети занимают места в импровизированном из стульев автобусе.
- Чтобы поехать на автобусе, пассажиру необходимо оплатить проезд, купить билет. Билеты у нас необычные. Надо назвать первый звук в слове.
Речевой материал: Аня, Уля, игра, автобус, уши, астра, улей, ирис, изюм.
Ответы детей.
5. Упражнение “Ловишки”.
- Давайте посмотрим на нашу карту. Где мы находимся? (В детском саду) А на какой улице? (На улице Кондрикова) Куда мы поедем с начала (Прямо). Мы поедем по главной улице нашего города. Как она называется? (Проспект Металлургов). Пока мы едем по дороге, я хочу поиграть с вами в игру «Ловишки». Я буду произносить разные звуки, а вы слушайте внимательно и хлопайте в ладоши - ловите слова, если услышите звук [ш].
Речевой материал: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА, САНКИ.
- Молодицы, вы услышали все слова.
6. Игра «Будь внимательным»
- Мы подъезжаем к городскому музею. Сегодня в нем проходит выставка картин. Выходите из автобуса. Ребята, а вы внимательные? Тогда посмотрите на мольберт и найдите все картинки, в названии которых есть звук [ш].
Дети называют картинку и определяют, есть ли в ее названии звук [ш].
Материал: сюжетная картина.
7. Логоритмическая распевка на звук [ш].
- Вы отлично справились с заданием. Давайте снова посмотрим на карту. Куда нам теперь нужно свернуть? (Направо). Отправляемся дальше. Занимайте свои места в автобусе. А что бы нам было веселее ехать, давайте СПОЕМ ПЕСЕНКУ.
Пропевание распевки.
8. Игра «Один - много»
- Ребята, сейчас мы сделаем еще одну остановку. Посмотрите и скажите, где мы оказались? (В магазине).
- В магазине продается много разных предметов. Я предлагаю вам поиграть в игру «Один – много». Посмотрите на витрину и скажите, чего много в магазине.
Карточки: машинка, карандаш, лошадка, груша, ложка, шапка, чашка.
Выполнение задания.
9. Игра «Подарки для друзей»
- В магазине большой выбор товаров и предлагаю вам купить подарки для друзей. Давайте сядем на ковер, каждый получает «домик» - схему слова и синюю фишку. Послушайте слова и определите, где находится звук [ш] в словах. В начале, середине или конце слова? Положите свою фишку в соответствующее окошко.
Логопед вместе с детьми распределяет картинки по звуковым схемам.
Материал:
- картинки, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шоколад, шапка);
- картинки, в названии которых звук [ш] стоит в середине слова (мишка, погремушка);
- картинки, в названии которых звук [ш] стоит в конце слова (карандаш, ландыш).
10. Физминутка «Наш город». Координация речи с движением.
А сейчас я предлагаю сделать останову и отдохнуть. Вставайте в большой круг, сделаем зарядку.
Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимают руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимают себя)
Город улыбается (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)
11. Игра «Собери листочки»
- Давайте еще раз посмотрим на карту. Куда же нам ехать сейчас? (Прямо). Ребята мы оказались с вами в лесу. А вы заметили как много деревьев в лесу? Как вы думаете, для чего? Ответы детей (деревья очищают воздух, дают нам кислород, спасают нас от жары, для красоты).
- Почувствуйте, какой свежий воздух. Глубоко вдохните носом и сделайте длинный выдох ртом. Вспомните правило: воздух набираем носиком, выдыхаем через рот, щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный.
Выполнение дыхательной гимнастики.
- Посмотрите в лесу много листьев. Возьмите по одному листочку, посмотрите и запомните картинки, которые на них нарисованы. Переверните картинки и скажите, у кого что нарисовано.
Дети называют три слова.
Раздаточный материал: листья с картинками:
• солнышко-вишня-шишка;
• ромашка-мышка-лошадка
• Мишка-погремушка-машинка
• Неваляшка-груша-шахматы
• Чебурашка-гармошка-шарик
• Мишка-лягушка-кошка
• Машинка-мишка-лошадка
12. Игра «Посчитай шишки и орешки»
- В лесу живут разные животные. Как мы можем их назвать, одним словом? (Ответы детей).
- Ребята, один из жителей леса – мишка, собрал для своих гостей лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?
Логопед достают из лукошка шишки (орешки, а дети считают:
- Одна большая шишка, две большие шишки,, пять больших шишек
- Один маленький орешек, два маленьких орешка, шесть маленьких орешков.
- Чего больше в лукошке? (В лукошке больше орешков)
11. Игра «У меня нет».
- Продолжим наше путешествие. Давайте снова посмотрим на карту. Куда мы поедем теперь (Направо).
- Ребята, посмотрите, к нам приехал «Цирк». Скажите, а кто работает в цирке? (В цирке выступают фокусники, акробаты, клоуны, разные животные и конечно жонглёры) А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «У меня нет».
Речевой материал: гармошка, погремушка, мышка, мишка, петушок, шнурок, лягушка, погремушка, матрешка, гребешок, машинка, карандаш.
12. Игра «Что под шапкой».
- Продолжаем наше путешествие. Давайте снова посмотрим на карту. Куда нам нужно повернуть? (Направо). Где мы оказались? (Ответы детей. В школе). А что делают ученики в школе? (Учатся читать, писать и считать) Кто их учит? (Учитель).
- Присаживайтесь за столы. Ребята через год вы тоже станете учениками и будите учиться в школе. А сейчас, посмотрите на картинки и назовите предметы, которые спрятались под шапкой.
Выполнение задания и ответы детей.
Раздаточный материал: картинки с зашумленными изображениями.
13. Упражнение “Исправь предложение”.
- Ребята, на столе лежит книга – это букварь. Давайте прочитаем, что в нем написано.
- Автор перепутал все слова в предложениях. Послушайте их. Найдите и исправьте ошибки.
Речевой материал:
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
Дети восстанавливают согласование слов в предложениях и проговаривают их.
14. Звук [ш]. Буква Ш.
- Ребята скажите мне:
• звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);
• звонкий или глухой? (глухой);
• твёрдый или мягкий? (твёрдый);
• каким цветом обозначаем? (синим);
• а какой буквой мы обозначаем звук [ш]? (Буквой Ш);
• Из скольких палочек она состоит? (Из четырех)
- Давайте напишем букву Ш в воздухе. А сейчас пододвиньте к себе планшеты и напишите в них букву Ш.
Выполнение задания.
- Какую букву мы свами написали? Какой звук она обозначает? Молодцы, вы отлично справились с заданием!
III. Итог занятия.
-Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детской сад. Занимайте свои места в автобусе. Вспомните и назовите места, в которых мы сегодня побывали.
- Вот мы и оказались в детском саду. Вам понравилось путешествие по городу? Где мы с вами побывали? Что больше всего вам запомнилось? А что вызывало затруднение?
Ответы детей.
- На память о нашем путешествии, я приготовила для вас раскраски. Вечером, в группе, раскрасьте цветными карандашами картинки, в названии которых есть звук [ш], а завтра покажите и расскажите, что у вас получилось. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.