Лучший педагог года

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] «Путешествие по родному городу»

Миндзяк Ирина Сергеевна
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] «Путешествие по родному городу»
▼ Скачать +Заказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСИЙ САД №30 КОМБИНИРУЕМОГО ВИДА»

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука [ш] в словах, словосочетаниях и простых предложениях «Путешествие по родному городу»

Выполнила

учитель-логопед

I кв. категории

Миндзяк И. С.

Мончегорск, 2023

Цель: автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях и простых предложениях.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [ш] „Путешествие по родному городу“» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные: активизировать и расширять словарь детей по теме «Мой город»; закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, словосочетаниях и простых предложениях; упражнять в определении места звука [ш] в словах; совершенствовать грамматический строй речи ( упражнять в образовании: существительных множественного числа, существительных в родительном падеже; в согласовании: прилагательных с существительным, числительных с существительными).

Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; речевое дыхание и ритм речи; фонематический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, память; слоговую структуру речи; умение ориентироваться в пространстве; навыки речевого общения; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навык самоконтроля за собственной речью; воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность; воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине.

Оборудование: карточки с упражнениями для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [ш]; сюжетная картина, мяч, билеты с изображением букв; дидактические игры: «Один - много», «Подарки для друзей», «Собери листочки», «Посчитай шишки и орешки», «У меня нет», «Что под шапкой?», аудио- и видеозаписи, карта – схема.

Инновационные педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, игровые, здоровьесберегающие, информационные технологии (интерактивная доска, планшеты).

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: экскурсии по улицам города, в городской парк, в школу, рассматривание альбомов, фотографий о родном городе, чтение стихов о родном городе. Выполнение артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики; постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по звуковому анализу слов; по усвоению образования существительных множественного числа, существительных в родительном падеже; согласования прилагательных с существительным, числительных с существительными; работа с деформированным предложением.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуй, ребята! Сегодня на нашем занятии гости, давай поздороваемся с ними.

- Мне на почту пришло письмо. Давайте посмотрим и узнаем, что в нем? Посмотрите, в конверт вложена карта нашего города. А как называется наш город? (Мончегорск).

- Наш город очень красив, в нем есть много озер, улиц, различных зданий, памятников. Ребята, а вы любите путешествовать? Как можно это сделать? Ответы детей (Можно смотреть альбомы, фотографии, пройтись пешком или поехать на машине)

- Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Давайте рассмотрим карту. Стрелочка нам указывает маршрут, куда мы будем двигаться. С начала мы поедем прямо. А потом свернем направо, затем снова прямо, направо и в самом конце снова повернем направо.

- Но прежде, чем поехать, пассажиру необходимо оплатить проезд, купить билет. Билеты у нас необычные. Надо назвать первый звук в словах.

Дети по очереди отвечают на вопросы и получают билеты с изображением соответствующей буквы.

Речевой материал: Аня, Уля, игра, автобус, уши, астра, улей, ирис.

II. Основная часть.

1. Выполнение артикуляционной гимнастики.

- Прежде, чем отправится в путешествие, и рассказать о тех местах, в которых мы побываем, давайте поиграем с нашими язычками.

Выполнение артикуляционной гимнастики для шипящих звуков перед зеркалом : «Улыбка», «Трубочка», «Качели», «Чашечка», «Вкусный мед», «Грибок».

- Отлично, у вас хорошо получилось.

2. Артикуляционный профиль и характеристика звука [ш] :

- Посмотрите, нас уже ждет автобус.

Звучит аудиозапись сдувающегося колеса.

- Ой, что это за звук мы слышим? Кажется у него сдулись шины. Давайте вспомним, как мы произносим звук [ш].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [ш]? А где находится язык? Что делает горлышко? Какая воздушная струя?

- Губы улыбаются, зубы разомкнуты. Язык находится вверху. Горлышко не поёт. Воздушная струя сильная, тёплая.

- Давайте вместе произнесем звук [ш].

3. Игра «Мячик»

- Язычки мы размяли. Посмотрите, здесь лежит мешочек. Интересно, что в нем, посмотрим?

Дети обнаруживают Су-Джок массажер и берут из мешочка по одному шарику.

- Пришла пора поиграть с нашими ладошками. Проговаривайте слова и выполняйте движения.

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!

Я мячом круги катаю, (катаем круги по столу)

Взад-вперед его гоняю (катаем вперед-назад по столу)

Им поглажу я ладошку (катаем между ладонями)

А потом сожму немножко (сжимаем обеими руками)

Каждым пальцем мяч прижму (сжимаем правой рукой)

И другой рукой начну (сжимаем левой рукой)

Дети выполняют движения с шариками по стихотворному тексту.

4. Упражнение «Назови первый звук в слове»

- Теперь мы готовы отправиться в путешествие. Занимайте места в автобусе.

Дети занимают места в импровизированном из стульев автобусе.

- Чтобы поехать на автобусе, пассажиру необходимо оплатить проезд, купить билет. Билеты у нас необычные. Надо назвать первый звук в слове.

Речевой материал: Аня, Уля, игра, автобус, уши, астра, улей, ирис, изюм.

Ответы детей.

5. Упражнение “Ловишки”.

- Давайте посмотрим на нашу карту. Где мы находимся? (В детском саду) А на какой улице? (На улице Кондрикова) Куда мы поедем с начала (Прямо). Мы поедем по главной улице нашего города. Как она называется? (Проспект Металлургов). Пока мы едем по дороге, я хочу поиграть с вами в игру «Ловишки». Я буду произносить разные звуки, а вы слушайте внимательно и хлопайте в ладоши - ловите слова, если услышите звук [ш].

Речевой материал: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА, САНКИ.

- Молодицы, вы услышали все слова.

6. Игра «Будь внимательным»

- Мы подъезжаем к городскому музею. Сегодня в нем проходит выставка картин. Выходите из автобуса. Ребята, а вы внимательные? Тогда посмотрите на мольберт и найдите все картинки, в названии которых есть звук [ш].

Дети называют картинку и определяют, есть ли в ее названии звук [ш].

Материал: сюжетная картина.

7. Логоритмическая распевка на звук [ш].

- Вы отлично справились с заданием. Давайте снова посмотрим на карту. Куда нам теперь нужно свернуть? (Направо). Отправляемся дальше. Занимайте свои места в автобусе. А что бы нам было веселее ехать, давайте СПОЕМ ПЕСЕНКУ.

Пропевание распевки.

8. Игра «Один - много»

- Ребята, сейчас мы сделаем еще одну остановку. Посмотрите и скажите, где мы оказались? (В магазине).

- В магазине продается много разных предметов. Я предлагаю вам поиграть в игру «Один – много». Посмотрите на витрину и скажите, чего много в магазине.

Карточки: машинка, карандаш, лошадка, груша, ложка, шапка, чашка.

Выполнение задания.

9. Игра «Подарки для друзей»

- В магазине большой выбор товаров и предлагаю вам купить подарки для друзей. Давайте сядем на ковер, каждый получает «домик» - схему слова и синюю фишку. Послушайте слова и определите, где находится звук [ш] в словах. В начале, середине или конце слова? Положите свою фишку в соответствующее окошко.

Логопед вместе с детьми распределяет картинки по звуковым схемам.

Материал:

- картинки, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шоколад, шапка);

- картинки, в названии которых звук [ш] стоит в середине слова (мишка, погремушка);

- картинки, в названии которых звук [ш] стоит в конце слова (карандаш, ландыш).

10. Физминутка «Наш город». Координация речи с движением.

А сейчас я предлагаю сделать останову и отдохнуть. Вставайте в большой круг, сделаем зарядку.

Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимают руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимают себя)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

11. Игра «Собери листочки»

- Давайте еще раз посмотрим на карту. Куда же нам ехать сейчас? (Прямо). Ребята мы оказались с вами в лесу. А вы заметили как много деревьев в лесу? Как вы думаете, для чего? Ответы детей (деревья очищают воздух, дают нам кислород, спасают нас от жары, для красоты).

- Почувствуйте, какой свежий воздух. Глубоко вдохните носом и сделайте длинный выдох ртом. Вспомните правило: воздух набираем носиком, выдыхаем через рот, щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный.

Выполнение дыхательной гимнастики.

- Посмотрите в лесу много листьев. Возьмите по одному листочку, посмотрите и запомните картинки, которые на них нарисованы. Переверните картинки и скажите, у кого что нарисовано.

Дети называют три слова.

Раздаточный материал: листья с картинками:

• солнышко-вишня-шишка;

• ромашка-мышка-лошадка

• Мишка-погремушка-машинка

• Неваляшка-груша-шахматы

• Чебурашка-гармошка-шарик

• Мишка-лягушка-кошка

• Машинка-мишка-лошадка

12. Игра «Посчитай шишки и орешки»

- В лесу живут разные животные. Как мы можем их назвать, одним словом? (Ответы детей).

- Ребята, один из жителей леса – мишка, собрал для своих гостей лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?

Логопед достают из лукошка шишки (орешки, а дети считают:

- Одна большая шишка, две большие шишки,, пять больших шишек

- Один маленький орешек, два маленьких орешка, шесть маленьких орешков.

- Чего больше в лукошке? (В лукошке больше орешков)

11. Игра «У меня нет».

- Продолжим наше путешествие. Давайте снова посмотрим на карту. Куда мы поедем теперь (Направо).

- Ребята, посмотрите, к нам приехал «Цирк». Скажите, а кто работает в цирке? (В цирке выступают фокусники, акробаты, клоуны, разные животные и конечно жонглёры) А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «У меня нет».

Речевой материал: гармошка, погремушка, мышка, мишка, петушок, шнурок, лягушка, погремушка, матрешка, гребешок, машинка, карандаш.

12. Игра «Что под шапкой».

- Продолжаем наше путешествие. Давайте снова посмотрим на карту. Куда нам нужно повернуть? (Направо). Где мы оказались? (Ответы детей. В школе). А что делают ученики в школе? (Учатся читать, писать и считать) Кто их учит? (Учитель).

- Присаживайтесь за столы. Ребята через год вы тоже станете учениками и будите учиться в школе. А сейчас, посмотрите на картинки и назовите предметы, которые спрятались под шапкой.

Выполнение задания и ответы детей.

Раздаточный материал: картинки с зашумленными изображениями.

13. Упражнение “Исправь предложение”.

- Ребята, на столе лежит книга – это букварь. Давайте прочитаем, что в нем написано.

- Автор перепутал все слова в предложениях. Послушайте их. Найдите и исправьте ошибки.

Речевой материал:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

Дети восстанавливают согласование слов в предложениях и проговаривают их.

14. Звук [ш]. Буква Ш.

- Ребята скажите мне:

звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);

• звонкий или глухой? (глухой);

• твёрдый или мягкий? (твёрдый);

• каким цветом обозначаем? (синим);

• а какой буквой мы обозначаем звук [ш]? (Буквой Ш);

• Из скольких палочек она состоит? (Из четырех)

- Давайте напишем букву Ш в воздухе. А сейчас пододвиньте к себе планшеты и напишите в них букву Ш.

Выполнение задания.

- Какую букву мы свами написали? Какой звук она обозначает? Молодцы, вы отлично справились с заданием!

III. Итог занятия.

-Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детской сад. Занимайте свои места в автобусе. Вспомните и назовите места, в которых мы сегодня побывали.

- Вот мы и оказались в детском саду. Вам понравилось путешествие по городу? Где мы с вами побывали? Что больше всего вам запомнилось? А что вызывало затруднение?

Ответы детей.

- На память о нашем путешествии, я приготовила для вас раскраски. Вечером, в группе, раскрасьте цветными карандашами картинки, в названии которых есть звук [ш], а завтра покажите и расскажите, что у вас получилось. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Путешествие по родному городу»Дидактическая игра «Путешествие по родному городу» Задачи реализации: • знакомство детей с тематической игрой и способами её создания; • формировать патриотические чувства • знакомить.

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука [Р] в слогах, словах Тема занятия: Звук [Р]. Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах. Задачи: 1. Коррекционно - образовательные: закреплять знание.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнять и совершенствовать.

Конспект занятия по автоматизации звука [С] в слогах и словах на «СА» «Лиса Алиса»Конспект занятия по автоматизации звука [С] в слогах и словах на «СА» «Лиса Алиса» Цель: Автоматизация звука С в прямых слогах и словах Задачи: 1. Тренировать правильное произношение изолированного звука С, в открытом.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по родному городу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цент развития ребенка – детский сад № 44» городского округа город Салават.

Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу Махачкале на ковре-самолете»Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу Махачкале на ковре-самолете» Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область:.

Сценарий развлечения для детей младшей группы «Путешествие по родному городу Ульяновску с клоуном Клёпой»Сценарий развлечения для детей младшей группы «Путешествие по родному городу Ульяновску с клоуном Клёпой» "Путешествие по родному городу Ульяновску с клоуном Клёпой". Цель: Создание радостного настроения у детей. Задачи: 1. Развивать двигательную.

Сценарий развлечения «Путешествие по родному городу Камышлову» в старшей группеСценарий развлечения «Путешествие по родному городу Камышлову» в старшей группе Сценарий развлечения «Путешествие по родному городу Камышлову» Возрастная группа: старшая. Цель: воспитывать чувства любви и гордости к.

Конспект экскурсии «Путешествие по родному городу» Здравствуйте дети, педагоги и гости нашей прогулки по родному городу. Посмотрите, пожалуйста, на экран, что там изображено? Правильно это.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р]. Аппликация «Ракета»Конспект занятия по автоматизации звука [Р]. Аппликация «Ракета» Конспект занятия по автоматизации звука [Р]. Аппликация «РАКЕТА». Цель: автоматизация звука [Р]. Задачи: - Закрепление звука [Р] в изолированном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] «Путешествие по родному городу»
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 22:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [ш] «Путешествие по родному городу»» (включая файлы) размещена пользователем Миндзяк Ирина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД