Татьяна Колпакова
Конспект занятия педагога-психолога с дошкольниками 5–6 лет Тема: «Путешествие по морю эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия педагога-психолога с дошкольниками 5-6 лет
Тема : «Путешествие по морю эмоций»
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, и это может приводить к импульсивности поведения, что усложняет общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога с дошкольниками 5–6 лет Тема: „Путешествие по морю эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Цель занятия : Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о человеческих эмоциях, и об эмоциональных состояниях в процессе взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми.
Задачи:
1. Продолжать учить детей изображать настроение с помощью мимики, жестов.
2. Выражать негативные чувства, эмоции адекватным способом.
3. Закреплять умения детей распознавать эмоции и составлять небольшие рассказы с помощью пиктограмм отображающих эмоции.
4. Закреплять умения детей определять эмоции по внешним признакам путем подбора деталей отдельных черт лица отображающих разные эмоции.
5. Развивать слуховое восприятие, внимание, творческое воображение, умение определять настроение музыки соотнося с цветом
6. Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения в процессе коммуникативной деятельности.
Форма организации (групповая, подгрупповая)
Средства:
Наглядные: Макет корабля из картона, подзорная труба, ватман с напечатанной картой островов, подзорная труба. Картинки с изображением эмоций и картонные цветные карточки.
Музыкальные: Музыка для упражнения «Музыка и настроение», спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.
Ход занятия:
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я рада Вас приветствовать, вы все такие веселые сегодня, нам ваше хорошее настроение сегодня очень пригодится. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по морю эмоций. Посетить четыре острова, на которых нас ожидают захватывающие приключения и интересные задания. Мы с вами повторим, какие эмоции может испытывать человек, и научимся определять настроение и эмоции в музыке, в лицах сказочных героев. Но сначала давайте друг друга поприветствуем.
Приветствие.
Цель: настроить детей на занятие, снять эмоциональное напряжение.
Психолог: «Ребята, у меня есть сундучок вот такой деревянный, а в нем цветные карточки, каждый из вас вытянет карточку, и найдет себе пару, у кого карточка такого же цвета. Вот мы разделились по парам, теперь давайте пожмем, друг другу руки, поприветствуем таким способом друг друга. Молодцы: А теперь возьмитесь за руки в парах, и ощупайте ладошки друг друга, какие они теплые или холодные, большие или маленькие, запомните все ощущения. А теперь одни ребята закрывают глаза, а другие меняются местами и дают свои ладошки. Те, кто с закрытыми глазами, ощупайте какие ладошки у вас в руках, отличаются ли ощущения этих ладошек от тех которые были у ребят, из вашей пары. Не открывая глаз, расскажите об ощущениях. Теперь открывайте глазки, а вы закрывайте глаза. Теперь наоборот, вы будите ощущать, чьи то ладошки. Расскажите о ваших ощущениях.
В круиз по морю эмоций я предлагаю вам отправиться на корабле, посмотрите у нас вот такой красивый корабль, но, к сожалению, у него нет названия, кто предложит название нашего корабля?
Психолог: У нас есть с вами смайлики с различными эмоциями, давайте посмотрим, что за эмоции изображены, и выберем тот смайлик с настроением, которого мы отправимся в наше путешествие.
Ребята, чтобы отправиться в путешествие, что необходимо взять с собой обязательно? «Дети перечисляют необходимые вещи для путешествия».
У нас с вами есть вот такая карта, на ней нарисованы все острова, а чтобы нам с вами не потеряться, и вовремя собираться на борту корабля, мы будем звонить в колокольчик. Отвечать за это будет, кто то из детей (назначает психолог).
Психолог: Ребята готовы к отплытию? Давайте мы возьмем с собой хорошее настроение и займем наши места на борту.
У нас с вами есть подзорная труба, посмотрите, на какой остров мы сейчас плывем?
«Да, первый остров, это остров джина. Высаживаемся на этом острове. Дети на этом острове живут джины, которые очень любят играть, и любимая их игра называется «Исполни желание».
Игра «Исполни желание».
Выбирается ведущий из ребят с помощью считалки, надевает шапку джина, и садится в круг. Дети встают вокруг джина и, поднимая руки, образуют бутылочку, из которой джин выйдет, когда дети произнесут заклинание. Дети должны загадать желание джину – «А желание мы должны загадать такое, чтобы наш джин мог изобразить сказочного героя с разным настроением: злого, хитрого, доброго, грустного или веселого». Давайте мы загадаем какого-нибудь героя, чтобы джин нам его изобразил.
Звенит колокольчик, нам снова пора на корабль. Команда занять свои места.
Какой остров у нас следующий? Остров Загадок. На острове дети находят волшебную бутылку, внутри которой рисунки с разными эмоциями.
Упражнение «Шифровка»
Дети сидят в кругу. Психолог: Ребята здесь нарисованы рисунки с разными эмоциями, это письма древних людей, они вот таким образом хотели нам, что то рассказать, ведь раньше люди не знали букв, и не умели писать, а вот таким образом можно передать какой то рассказ. Мы с вами попытаемся расшифровать эти послания, для этого нам нужно разделиться на команды.
Психолог: Эти письма можно расшифровать, таким образом, например (письмо Эмоция радость – Эмоция грусть) Мальчик бегал по улице и играл с мячом, ему было весело, но вдруг на небе появились черные тучи и пошел дождь, мальчику пришлось закончить игру. Дети составляют рассказ по своим письмам, и затем рассказывают ребятам.
Психолог: ребята нам пора отправляться дальше, нас ждет последний остров. Остров «Музыка и настроение»
Упражнение: «Музыка и настроение».
Психолог: Ребята, на этом острове всегда звучит музыка, и у музыки, как и у людей тоже бывает разное настроение. У нас с вами есть разноцветные круги, которые помогут нам определить настроение музыки. Перед вами есть схема эмоциональной грамотности, рассмотрите ее, вспомните, что каждая эмоция имеет свой цвет. Слушайте задание, когда прозвучит музыкальный отрывок, вы должны будите показать тот круг, цвет которого соответствует данной эмоции. Ну, например, если вы услышите музыку радости, какой круг вы должны выложить? Дети отвечают – желтый круг. Хорошо, приготовились, слушаем внимательно первый музыкальный отрывок. Звучит 4 композиции: веселая, грустная, тревожная (музыка страха, музыка злости.
Мы с вами узнали, что у музыки бывает разное настроение, а у настроения разный цвет. Теперь звенит колокольчик, нам пора на корабль.
Упражнение «Необитаемый остров»
Цель: Обучить способу снятия эмоционального напряжения, чувства злости и раздражения.
Психолог: Дети, посмотрите, на этом острове живет только этот гном, какой он? А почему здесь никто больше не живет, как вы думаете что случилось?
Ребята, да на этом острове поселилась злость, и нам с вами надо, чтобы расколдовать этот остров, самим научиться избавляться от злости. Ведь бывает такое, что и мы с вами испытываем чувство раздражения и чувство злости, бывает? А какие вы знаете способы избавления от злости?
Я вам приготовила еще один способ, для этого давайте сядем в большой круг. Я вам раздам вот такие газеты, и мы свами будем разрывать свои газеты на мелкие кусочки, и проговаривать те ситуации, которые у нас вызывают чувство раздражения и злость, давайте я начну. Дети по кругу проговаривают свои ситуации.
Когда мы с вами высказались, наша злость вышла наружу и чтобы злость не осталась на этом острове, давайте устроим салют из наших мелких кусочков, и жители острова наверняка вернутся обратно.
Когда мы с вами выплеснули свою злость и агрессию, что вы почувствовали? Какие эмоции испытываете после этого?
Психолог: Теперь нам пора возвращаться в детский сад, команда все на корабль.
Рефлексия. Что вам понравилось больше всего? Чему вы сегодня научились? Кого из героев вам понравилось изображать? – жадного или доброго, веселого или грустного?
Награждение детей медалями за смекалку, актерское мастерство, находчивость, веселое настроение, внимательность.
Спасибо за прекрасное занятие!