Галина Волкова
Конспект занятия описание и рассказ по картине, проведенного в старшей группе «Рассказ и описание по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия описание и рассказ по картине,
проведенного в старшей группе
Тема. Рассказ и описание по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Цель. Развитие связной речи в ходе составления описательного рассказа по картине «Весна. Большая вода».
Задачи.
Развитие связной речи:
• продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
Публикация «Конспект занятия описание и рассказ по картине, проведенного в старшей группе „Рассказ и описание по картине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
• формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком;
• умение составлять рассказ по картине;
• воспитывать культуру речевого общения;
• совершенствовать умение использовать в речи разные части речи;
• выслушивать детей; уточнять их ответы, подсказывать слова более точно, отражающие особенности предмета, явления, состояния;
• формировать умение детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.
Развитие словаря:
• пополнять и активизировать словарь детей (половодье
• упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
Развивающие:
• развивать память, восприятие, воображение, наблюдательность;
• развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
Воспитательные:
• воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать;
• воспитывать у детей умение работать в коллективе.
Материалы. Картина, мнемотаблица, листки бумаги для каждого, кружки разных цветов.
Методы. Беседы, рассматривании картины, рассказывание по картине.
Приемы. Образец
Подпись воспитателя___
Этапы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Комментарии
I. Вводная часть
Вводная беседа
Чтение отрывка стихотворения Плещеева «Весна»
Сообщение темы
Артикуляционное
упражнение
«Сказка про язычок»
- Чем вам не нравится весна?
-А чем вам весна нравится? Или какая весна вам нравится?
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Какие замечательные строки написал поэт Алексей Николаевич Плещеев.
- Какое настроение хотел донести до нас поэт?
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
-Я предлагаю вам рассмотреть картину художника Исаака Ильича Левитана, название картины мы с вами придумаем позже, и узнаем, как называется эта картина.
-В конце нашего занятия, мы составим рассказ по картине.
-Готовы?
-Но давайте для начала подготовим наш артикуляционный аппарат.
- Жил-был язычок
Жил язычок в домике, вокруг домика стоит
крепкий забор с воротами.
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика
Набегался, стал прыгать
А теперь пошлёпаем язычок губами
-сыро, пасмурно, идет дождь, грязно, мама не разрешает по лужам ходить, я часто болею, в начале весны деревья без листьев, грустно, т. е. все это ранняя весна
- теплая, солнечная, цветущая, звонкая, веселая, радостная, расцветают почки на деревьев, можно пускать кораблики, солнышко светит и тд.
Радостное, веселое.
показали — спрятали язычок
показали зубы, губы в улыбке
губы «трубочкой»
двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз
провести язычком по губам
цокать
язык на нижней губе, шлё пать губами: пя-пя-пя
Дети сидят на своих местах.
II. Основная часть
Беседа по картине
Объяснение незнакомого слова «половодье»
Физминутка «Веснянка»
Игра Волшебная цепочка»
Рассмотрение мнемотаблицы.
Образец
Рассказы детей
-Посмотрите на эту картину и скажите
-Какое явление природы здесь изображено?
-Так же разлив реки, называют половодьем.
- Когда бывает половодье?
- Как вы думаете, что можно сказать о воде, какая она?
- Как вам кажется, в какой день И. И. Левитан писал этот пейзаж?
-Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину. Возьмите лист бумаги и сверните трубочку. Представим, что это наш бинокль.
-Внимательно рассмотрите картину.
-Что вы увидели?
-елочка пушистая стоит в воде. Она выделяется среди всех деревьев, потому что она одна зеленая, другие деревья еще не распустились
-Кто-то оставил лодку, наверно он приплыл с другого берега. Она без весел и очень старая, наверно дедушкина.
-Обратите внимание на задний план картины. Что вы видите вдалеке?
-Какая погода изображена?
-Посмотрите на небе, какое оно? Есть ли там облака?
-А какое еще дерево кроме ели и березы вы видите?
-Какие тона, краски использовал художник? Какие?
-Давайте подумаем, как можно назвать картину?
-На самом деле, Левитан назвал свою картину так : «Весна. Большая вода».
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей
А сугробы тают, тают,
А цветочки расцветают.
-У меня для вас есть интересное задание.
Я говорю вам предложение, а вы добавляете в него новые яркие слова, но слова должны соответствовать цвету, который я покажу.
Например.
На картине изображен день. Я вам показываю желтый цвет – это цвет солнца. а вы сейчас мне скажите какой день?
На картине изображен весенний солнечный день.
-Всем задание понятно?
-По небу плывут облака.
-Березки стоят в воде.
-Вдалеке виднеются домишки.
-В воде стоит ель.
-Чтобы нам было легче составлять описательный рассказ по картине, мы используем мнемотаблицу.
-Вначале нужно сказать кто автор картину и ее название, какео явление тут изображено.
-Далее, опишем реку, какая она, что с ней произошло.
-Опишем деревья, какие они, где стоят. Какие краски использовал художник.
-Что изображено на переднем плане.
-Подумайте, почему там оказалась лодка.
-Что изображено на заднем плане?
-Опишите небо, погоду.
-И скажите какое чувство передает картина, какие у вас возникают чувства.
-Прослушайте сначала, как я буду рассказывать, а потом вы.
- На картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» изображено разлив реки, половодье. Воды очень много, она сильно и широко разлилась, заняла большие территории. Художник показал воду голубой, чистой, прозрачной, зеркальной как небо. Тонкие, гибкие, белоснежные березы, освященные солнцем стоят в воде, отражаясь в реке как в зеркале. Старая осина и пушистая ель тоже затоплены. Художник выделил ель, т. к она имеет теплый, зеленый цвет. На переднем плане, изображена лодка. Возможно кто-то приплыл на ней с другого берега, или река ее принесла. На заднем плане виднеется деревушка на холме, некоторые избы оказались затоплены. Погода солнечная, небо ясное, с легкими, прозрачными облаками. Картина Левитана вызывает у меня чувства радости, праздника от весеннего пробуждения природы.
-Разлив реки,
-Половодье бывает весной, в апреле.
-Прозрачная, спокойная, холодная
-Весенний, апрельский, яркий, солнечный.
-Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.
-Деревья затоплены.
-В воде стоят березы и ель.
-У берега лодка.
-Вдалеке виднеется холм, на которой стоит деревня, стоят избы, некоторые дома затоплены.
-Ясная, солнечная погода.
-Небо голубое. Плывут легкие, прозрачные облака.
-Старую осину.
-Художник использовал теплые тона. Коричневые, синие, зеленые. Холодные:белый.
Ходьба по кругу
Бег по кругу, на носочках
бегут, взмахивая руками, как крыльями
медленно приседают
встав на носочки и подняв руки, тянутся вверх
-По небу плывут голубые облака.
-Белые березки стоят в воде.
-Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде
-В воде стоит зелена ель
Объяснение незнакомых слов.
Ответы полными предложениями.
У каждого на столе лежат листы бумаги, дети сворачивают их в трубочки.
Даю время, чтобы дети внимательнее рассмотрели картину.
Дополняю ответы детей, придаю окрас предложениям.
Дети дополняют предложения словами. Окрашивают предложения.
Предлагаю образец детям.
Слушаю рассказы нескольких детей.
III. Заключительная часть
-Ребята, с какой картиной мы познакомились?
-Кто автор картины?
-Что мы сегодня делали? Чем занимались?
-Что вам было трудно выполнять?