Татьяна Ягодина
Конспект ООД по развитию речи «Прогулка в осенний лес» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень, деревья, грибы, ягоды», дифференциация понятий «фрукты-овощи- ягоды» Совершенствование умения отгадывать загадки. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в именительном падеже; согласование сущ. с числит.). Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие связной речи (составление предложений по мнемокарточкам).
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Прогулка в осенний лес“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки-отгадки,разноцветные бумажные листочки, мнемокартинки по теме «Осень», предметные картинки по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы» ,картинки с изображениями деревьев и листочков к ним., кубик,запись голоса Осени. ,коробка с угощением. ,запись лесных голосов.
Предварительная работа. Наблюдение за осенними изменениями в природе,поход в осенний лес. Беседа по темам «овощи», «фрукты», «грибы», «ягоды». Рисование по теме. Составление рассказов с использованием мнемодорожек.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ход занятия:
І. Вводная часть
Организационный момент : Дети заходят в кабинет и садятся на ковер. (на ковре разложены картинки, относящиеся к осени). Звучит голос осени. :
Осень :«Здравствуйте,ребята! Я долго за вами наблюдала и хочу пригласить вас к себе в гости. Но прежде вы должны угадать, кто я? Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Подсказки вы найдете на полянке. (Дети отгадывают загадки и находят соответствующую картинку)
Я с вами хожу, Кто стоит на красной ножке
А в солнечный день В бурых листьях у дорожки
Я свернувшись лежу. (зонт) Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы (гриб)
Рыжий Егорка упал На дороге, вот дела
На озерко Появились зеркала
Сам не утонул Кто наступить захочет
И воды не всколыхнул (лист) Тот ноги все промочет. (лужи)
Утром мы во двор идем
Листья сыпятся дождем
Под ногами шелестят
И летят. летят. летят (листопад)
Логопед: Ребята, а кто скажет. когда это все бывает? (Осенью).
Осень : Так кто я?Молодцы, ребята, все верно - Я Осень. И я приглашаю всех вас на прогулку в свой прекрасный осенний лес. Чтобы вы не заблудились, я дам вам карту…следуйте по ней и в конце вас ждет вкусный сюрприз от меня, а что бы вы не заблудились я прислала вам карту.
Логопед: Ребята, ну что, пойдем на прогулку в осенний лес? Вот и карта, посмотрим, куда нам идти. (Рассматривают все вместе)
Логопед: Здесь написано: «Пройдите через листопад». А кто мне скажет, что такое «листопад?»
Дети: Опадают листья с деревьев.
Упражнение «Листопад» (Развитие речевого дыхания)
Логопед: Правильно. а давайте мы подарим осени свой листопад. Возьмите по несколько листочков,положите их на ладошки, набираем воздух через нос и дуем на листочки (щеки не надуваем). Вот как здорово закружились наши листики. Как вы думаете, Осени понравится?.
Дети: Конечно да. !
Логопед: -Ребята,тут на карте следующее задание.
Игра «Чей листик?».(Закрепление знаний деревьев, согласование сущ. с прилаг.)Детям нужно найти каждому упавшему листику его дерево.
Логопед :Молодцы, ребята, хорошо справились… А теперь скажите, если лист с березы…то какой он (березовый…с тополя (тополиный). с клена? (кленовый). с дуба (дубовый). с осины (осиновый).
Логопед :Ну что, пора отправляться дальше. Давайте посмотрим на карту. Дальше идет «Грибная поляна», но к ней надо добраться через болото. Давайте по кочкам переберемся к поляне. (На полу разложены круглые кочки из мягкого материала.)Идем аккуратно, друг за другом,не толкаясь…прыгаем с кочки на кочку…. теперь по мостику (сложенные друг за другом три балансировочные доски)
Логопед :Вот мы и на полянке. Посмотрите, сколько здесь грибов! Давайте посмотрим, а все ли грибы съедобные (Дети ходят и называют съедобные грибы, закрепляем их название).
Логопед :Молодцы! Правильно все назвали. Ребята, смотрите, на карте обозначена еще одна игра,значит надо выполнить и это задание.
Игра «Назови, сколько?».(Согласование сущ. с числительными)
Логопед :Вы бегаете по полянке, пока звучит бубен. Как только бубен замолкает, вы останавливаетесь возле гриба,который возле вас. Затем кидаем вот такой кубик по очереди, смотрим какая цифра выпала и называем такое количество грибов. Например цифра 5…говорим у меня 5- опят…5- мухоморов…5- боровиков…. (играем несколько раз)
Логопед :Молодцы….все справились с заданием. Отправляемся дальше. посмотрим нашу карту, что же дальше? Следующая поляна называется «Ягодное царство». Но пройти к ней можно только по заколдованной тропинке, а сделанная она из разных букв, которые мы с вами уже выучили. ( Буквы выложены в слоги: АТ. УМ. ПО. ТУ. МИ. АП…ПУ…НИ…ОТ…УМ…ИП.). Вы должны их прочитать и сделать звуковой анализ, т. е. нарисовать нужные кружки, которыми мы обозначаем звуки. (Дети становятся вдоль тропинки и рисуют нужные кружки).
Логопед :Молодцы, ребята. Теперь мы можем пройти к полянке. Давайте поздороваемся: (пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй. Ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна!
Мы корзиночки несем-
Всю тебя мы соберем!
Посмотрите, какая красота!Посмотрите,все ли тут правильно? Мне кажется, что Осень нас специально путает.
Дети: В лесу не растут овощи и фрукты.
Логопед :Правильно, ребята!- Не сможешь ты нас запутать, Осень-красавица. Наши детки умные и все расставят по местам.
Игра «Разложи правильно».(дифференциация понятий ягоды-овощи- фрукты). Дети должны разложить по корзинкам ягоды-овощи и фрукты.
-Ребята, давайте повторим, где растут овощи (в огороде на земле). Их мы сложим в коричневую корзинку.
-Где растут фрукты (в саду на деревьях) Правильно, фрукты мы сложим в красную корзинку.
-А где растут лесные ягоды (в лесу).Правильно, ягоды мы сложим в зеленую корзинку. Давайте разделимся на команды и начнем игру. (Звучит музыка и дети сортируют все по корзинкам)
Упражнение «Прохлопай слово»(деление слов на слоги, воспроизведение ритмического рисунка)
Логопед :Здорово мы поиграли! Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание и прохлопаем названия ягод. (проверяют правильность выполнения). Логопед побуждает детей отвечать полными предложениями.
Логопед :Ребята, мы с вами прошли нелегкий путь. давайте приляжем на полянку и послушаем голоса леса.
Релаксационная пауза «Звуки леса».(Развитие фонематического слуха)
Логопед :Кто что услышал?
Дети:(пение птиц. дождь. шумит листва….)
Слышится голос Осени.
Осень : Ребята, мне очень понравилось, как вы выполняли мои задания. Вы очень дружные,умные и веселые. А сейчас последнее задание. Вы должны составить рассказ про меня, мне будет очень приятно. Я приготовила вам картинки – подсказки. (мнемо -карточки по теме).
Упражнение «Приметы осени» (развитие связной речи)
Логопед: Ребята, давайте придумаем по одному предложению по карточкам про осень. (Дети составляют предложения).Ребята, а кто хочет теперь рассказать полностью про осень (рассказ детей)
Осень : Какие вы все молодцы! Я очень вами довольна и как и обещала получите мой сюрприз. Под деревом коробочка с угощением. А чтобы вы не тратили время на обратный путь я вас перенесу в д /с при помощи листопада, но вы должны мне помочь. Возьмите листочки и вместе нужно на них подуть и покружиться. До свидания!
Логопед: Ребята, пора прощаться. давайте устроим красивый листопад.
Дети дуют на листики., кружатся и возвращаются в группу.
III часть. Рефлексия.
Логопед: Ребята, понравилось ли вам наша прогулка?Что вам запомнилось?
(Ответы детей)Вы молодцы! Выполнили все задания, были внимательными и
ружными. А теперь пойдемте есть угощения!