Линникова Людмила
Конспект занятия «Обучение грамоте» в подготовительной группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Обучение грамоте" (подготовительная группа, для детей с ТНР)
Занятие 1.
Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятиями "звуки" (речевые и неречевые)"
Цель: Подготовить детей к занятиям по обучение грамоте, сформировав первоначальное представление об артикуляционном аппарате и ключевом понятие - "звуки" (речевые и неречевые).
Публикация «Конспект занятия „Обучение грамоте“ в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»
2) Коррекционно – развивающие:
• Развивать фонематический слух, слуховое внимание, слуховую память;
• Развиватькоординацию движений,артикуляционную и мелкую моторику.
3) Коррекционно – воспитательные:
• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;
• Воспитывать интерес к занятиям, коммуникативные навыки.
Оборудование и материалы: ноутбук, магнитная доска, презентация - "В мире звуков", карточки (приложение 1-2).
Литература и интернет - ресурсы:
https://www.maam.ru
Этапы занятия :
1. Организационный момент.
Знакомство с правилами поведения на занятии.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятие мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, ориентации в собственном теле (Знакомство с Феей тишины).
Что такое тишина?
В гости к нам она пришла.
С ней услышим ветерок,
Как колышется листок
С тишиной услышим птиц,
Что спустились с веток вниз.
Песню стрелок на часах
Тик-так, тик - так
С нами фея Тишина
В уголке сидит она.
Игра «Мир звуков».
Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки: (шуршание бумагой, резание бумаги ножницами постукивание по разным предметам и т. д.)
А теперь поиграем в игру: «Угадай что звучит» (воспроизвести те же звуки за ширмой).
Что мы сейчас делали? (Слушали звуки)
Чем мы слышим звуки? (Ушами)
Уши – это органы слуха.
Что нужно сделать, чтобы не повредить наш слух? (Мыть уши, чистить, закрывать их в холодную погоду головными уборами, нельзя кричать в ухо, нельзя класть мелкие предметы и т. д.)
Игра "Рука, ухо, нос"
Подними вверх правую руку, правой рукой задень левое ухо, левой рукой покажи нос и. т. д.
Материалы и оборудование: Фея тишины, ширма,
материал для игры "Угадай что звучит" : шумовые инструменты, бумага и ножницы, стаканы с водой, коокольчик, погремушка, свисток и др.
6. Знакомство с терминами: «Неречевой звук», «речевой звук».
Вы, уже, слышали как звучат разные предметы.
И все живые существа тоже издают звуки.
Послушайте стихотворение «Разные звуки» :
Где-то собаки рычали:
Р-р-р-!
В стойле коровы мычали:
Мммууу!
В комнате мухи жужжали:
Жжж!
Мимо машины бежали:
Тр-р-р!
Гудели от ветра все провода:
Зззнь!
Капала к кухне из крана вода:
Динь!
Перекликались в ночи поезда:
Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
Тсс!
Змеи в лесу шипели:
Ш-ш-ш…
А комары всё пели:
З-з-з!
Непоседа мячик днём и ночью скачет.
Успокоиться не хочет:
Пам! Пам!
Куклы кашлляют в постели
Днём мороженое ели!
К-х-х! К-х-х!
(Э. Нийт. Перевод с эстонского Е. Ракеева)
Звуки издают предметы и животные, а мы с вами говорим!
Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, из слогов-слова. Мы будем учиться слышать и произносить речевые звуки.
Ноутбук,презентация "Мир звуков" .Приложение 1. Приложение 2.
5. Физминутка:
Наши уточки с утра,
кря-кря-кря, кря-кря-кря
(идут по кругу в перевалочку подражая походке утки)
Наши гуси у пруда,
га-га-га, га-га-га,
(идут по кругу вытянув шеи и отставив руки назад)
Наши курочки в окно,
ко-ко-ко, ко-ко-ко.
(останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)
А как Петя - петушок,
раным-рано по утру
нам споёт "ку-ка-ре-ку!"
(поворачиваются спиной в круг, встают на носочки и произносят - "кукуреку!") Видеоролик к физминутке.
6. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Что нам помогает произносить звуки? (Язык, губы)
Мы произносим звуки ртом.
Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
(Н. В. Новоторцева)
В каждом домике есть дверь и не одна.
Первая дверь - губы, вторая дверь-зубы.
Произнеси: п-п-п-п…б-б-б… они произносятся губами.
Произнеси звук Л. Посмотрите, как прижался язычок к зубам.
В домике есть потолок. Это-нёбо (пощупайте языком).
Поднимите язык за верхние зубы. Чувствуете там бугорки? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д. б-б-б…
Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно.
Произнеси звук К. Вы слышите голос? (нет)
Произнеси звук Г. Голос проснулся.
Итак: Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, язык, нёбо, альвеолы, голос, уши)
7. Работа в тетрадях.
Из нарисованных картинок выбрать обвести в кружок только те, которые изображают речевые звуки, картинки с неречевыми звуками - раскрасить.
(Тетради, картинки по теме, карандаши)
8. Итог занятия Повтор материала с приложения.
Итак: звуки. Какие они бывают? (Речевые и неречевые)
Как появляются неречевые звуки?
Как появляются речевые звуки? Приложения 1-2