Светлана Демидова
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка.
Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях.
Публикация «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
• Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.
• Формирование навыка беглого послогового чтения.
Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Далее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак, а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй, после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».
На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звуко-слоговой анализ и синтез, усваивать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.
Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы). Одновременно детей знакомят с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты преобразования слова (лак - рак - мак).
Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) детей учат расчленять предложения на слова, прочитать их. Они усваивают разницу между словом и предложением, соблюдая паузы между словами, правила написания за-главной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.
От чтения предложений дети переходят к осмысленному беглому чтению легких текстов, дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся ставить вопросы и пересказывать прочитанное.
Математическое развитие ребенка
Математическое развитие ребенка осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными и временными отношениями. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.). У ребенка постепенно формируются знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов, отличающихся по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем глубже они понимают окружающую действительность.
Одновременно с приобретением знаний развиваются умения сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать (объединять) по этим признакам. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками, ребенок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятия числа.
Для занятий пригодны мелкие предметы, игрушки, карточки, геометрические фигуры, разные по цвету и размеру. Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации.