Галина Шибкова
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы «Обитатели подводного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с обитателями подводного мира Японского моря. Выяснить особенности их строения и образа жизни. Подчеркнуть богатство и многообразие растительного и животного мира Японского моря. Воспитывать в детях чувство восхищения природой и желание сохранить её.
Пособия: Фото: панорама берега в одном из живописных уголков морского заповедника, ламинария, медуза, гребешок, мидия, ежи, морские звёзды. Раковины гребешка, мидии, морские ежи. Звёзды, засушенные морские водоросли.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы „Обитатели подводного мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход
- Ребята, вы любите море? А почему?
- А никто из вас не пытался в течение нескольких минут посидеть на берегу моря, помолчать, посмотреть внимательно на волны и послушать их шёпот?
- Море, как добрый волшебник притягивает к себе.
- Скажите, пожалуйста, а как легче передвигаться в воде?
- Что трудно делать в воде?
- А кто из вас рассматривал под водой свои руки и ноги? Что с ними происходит?
Показ цветного фото – панорама морского заповедника. Дети рассматривают его. Стихотворение Е. Новожиловой «Море».
- Давайте прямо сейчас отправимся с вами, ребята, в подводное путешествие по морскому заповеднику. А что нам нужно для такого путешествия? (Маска, ласты, акваланг. А если вода холодная, ещё и гидрокостюм).
- Как мы будем заходить в воду? (Спиной вперёд).
Ребята имитируют надевание подводного снаряжения и заход в море.
- Наше путешествие началось. Смотрите, мимо нас скользят какие-то парашютики. Да это МЕДУЗЫ! Много медуз. Они
жалят, как крапива. (Дети отдёргивают руки от
воображаемых медуз). Щупальца медуз покрыты
пузырьками с ядом. Их студенистый купол похож на
большой зонт.
И вот мы с вами попали в настоящий подводный лес. Морские водоросли переплетаются так, что сквозь них трудно пробраться.
Морские водоросли – это низшие растения,
которые размножаются спорами, не имеют
корней, обмен веществ идёт через поверхность
всего организма.
В этом подводном лесу мы с вами можем и
перекусить. Смотрите, какая широкая, плотная
бурая водоросль. Это морская капуста – ЛАМИНАРИЯ.
- Кто из вас, ребята, ел морскую капусту? Нравится она вам?
Ламинария очень полезна для здоровья человека,
лечит многие заболевания, выводит из организма
опасные радиоактивные и токсичные элементы.
- Водоросли – источник жизни для всех без исключения
подводных жителей. Они – не только дом, но и стол для
большинства из них.
- А теперь давайте осторожно раздвинем морские заросли. Какой необыкновенно красивый цветок на камне! Так и хочется к нему прикоснуться. Но вдруг руку нашу обжигает резкая боль. Что такое? Оказывается, это вовсе не цветок, а морское животное – актиния.
На её симпатичных лепесточках – щупальцах есть
ядовитые стрекательные клетки, они-то и обожгли
наши руки. А для мелких рыбёшек такое прикосно-
вение смертельно. Актиния практически не умеет
передвигаться по морскому дну, поэтому всю свою
жизнь проводит на одном месте.
- А вот на камушке рядом с актинией сидит…
- Ёж!
- Правильно. Только не лесной, а морской.
А вот этого не трожь!
Хоть морской, а всё же ёж!
Он лежит себе молчком,
Иглы острые торчком,
Полежит, да как уёжит!
Даже йод вам не поможет!
Перед детьми – панцири морских круглых
ежей. Они берут их в руки, трогают.
- А это кто такой симпатичный ползёт по дну?
- Звезда.
- Давайте посадим её к себе на ладонь.
Дети берут засушенных морских звёздочек и
садят их к себе на ладошку.
- Звезда нас совсем не боится и смело ползёт по
ладони. А какое ощущение вы испытываете?
- Щекотно.
- Чем же она нас щекочет?
Оказывается, есть у морской звезды на лучиках ножки присоски, с помощью которых она и передвигается. Давайте теперь её отпустим и посмотрим, куда она поползёт. Ползёт звезда очень медленно, выдвигая вперёд один лучик. Но это только нам так кажется. На самом деле она очень торопится пообедать. И направляется прямо к ГРЕБЕШКУ.
Перед ребятами две створки гребешка.
Гребешок – это морской моллюск, который
живёт в двустворчатом домике – ракушке.
Захлопывая створки, гребешок выталкивает
воду через специальные отверстия, и так
скачками передвигается по морскому дну.
Но стоит ему зазеваться, и звезда тут как тут. Крепко «обнимает» она домик моллюска и начинает раздвигать створки. И так часа 3-4, пока не устанет мускул – замыкатель гребешка. Как только сопротивление ослаблено, звезда фиксирует положение приоткрытых створок, выбрасывает из центрального отверстия свой желудок и переваривает моллюска в его собственном домике. В давние времена ловцы гребешка пытались бороться с этим коварным морским хищником, разрывая звёзд пополам. Но вот чудо: количество звёзд не уменьшалось. Наоборот, их становилось ещё больше.
Оказывается, морские звёзды обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные части тела. Из каждой половинки разорванной звезды вырастает новая звезда. Но чем, скажите, не сказочный Змей Горыныч!
Кстати, любит звёздочка полакомиться и другой морской двустворкой – МИДИЕЙ.
Ребята рассматривают раковины мидии.
В отличие от гребешка мидия всю свою
жизнь проводит на одном месте,прикрепляясь
длинными прочными нитями к камням и друг
к другу.
- Ребята, а какой снаружи и какой изнутри
домик мидии?
Мидия – ракушка,
Лаковое брюшко…
«Брюшко» у мидии действительно необыкновенное. Внутренняя часть раковины выстлана слоем перламутра. И если вам повезёт, можете найти в таком домике – чемоданчике небольшой перламутровый шарик серого цвета – жемчужину.
Звёзды морские очень «уважают» их за вкусовые качества, а прожорливость звёзд не знает границ! Даже родственные отношения в счёт не берутся. Хотя ёж и брат морской звезды, последняя с ним не церемонится: запросто может съесть. Поэтому не зря ежи сплошь утыканы иголками: хоть и слабая, но всё же защита.
Игра «Море волнуется»