Эльвира Ульянова
Конспект занятия (НОД) по развитию речи в старшей группе ДУ по лексической теме «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб
— совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематический слух и восприятие.
— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы
— закрепить полученные знания о подводном мире, воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа о рыбах, об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.
Публикация «Конспект занятия (НОД) по развитию речи в старшей группе ДУ по лексической теме „Подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.
Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!
1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это?
2. Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Дети: Рыба! Аквариум!
Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, золотая рыбка подарит нам аквариум, наполненный рыбками.
Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.
Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.
Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.
-Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.
(Воспитатель называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку).
Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?
Дети: Три.
Воспитатель: Почему только три?
Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].
-Образование родственных слов.
Плавники у нас росли бы
Мы бы плавали как РЫБЫ.
Я б хвостом махала гибко
И резвилась словно РЫБКА.
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая РЫБЕШКА.
Выплывает корм ища
Пребольшая РЫБИЩА.
Рыба не клюет никак
Видно я плохой РЫБАК.
Если наживки вам не жалко,
Будет отличная РЫБАЛКА.
Ловить рыбу не судачить,
Очень я люблю РЫБАЧИТЬ.
Вот какой у нас улов,
Наша мама РЫБОЛОВ.
Про рыб все знает РЫБОВОД,
Только зайти на РЫБОЗАВОД.
-Называние слов, обозначающих действие предмета.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.
Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
-Называние слов – признаков предмета. Слова «наоборот»
Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р`]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.
Дети: Красивая.
Воспитатель: Крошечная.
Дети: Огромная, громадная.
Воспитатель: Медлительная.
Дети: Быстрая, стремительная.
Воспитатель: Тихая спокойная.
Дети: Игривая, резвая, шустрая.
Воспитатель: блеклая, невзрачная.
Дети: Яркая.
Воспитатель: Одноцветная.
Дети: Разноцветная.
Воспитатель: Задиристая, боевая.
Дети: Осторожная.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?
Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки (гуппи, неоны, скалярии, сомики,
— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь,
— в море – морские (акулы, камбала, мурена, семга,
— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).
Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Золотая рыбка сдержала слово и пожелала наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!
Воспитатель вносит рыбок и пускает их в аквариум. Дети открывают глаза и видят рыбок.
Воспитатель: Рыбки наши хороши!
Воспитатель: Наше занятие окончено, теперь ребята могут подойти и внимательнее рассмотреть рыбок.