Раиса Стрельцова
Конспект занятия «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Уточненные представления о насекомых, установление взаимосвязи между средой обитания, способами передвижения, строением конечностей насекомых.
• Закрепление понимания и уточнения предлогов: С, СО.
• Обогащение лексики признаками, действиями, родственными словами.
• Работа над составлением рассказа по картине.
• Воспитывать любовь к родной природе.
Лексический материал:
Бабочка, стрекоза, жук-усач, кузнечик, муха, муравей, гусеница, паук, сочок, сетка.
Предварительная работа:
Наблюдения за появившимися насекомыми.
Публикация «Конспект занятия „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Просмотр познавательных телевизионных передач и мультфильмов о насекомых.
Материалы и оборудование:
• группа превращена в газон возле дома;
• шкафы и доска - стена дома;
• ковер - трава;
• скамья - спиленное дерево;
• к шторе прикреплена паутина из вязанной салфетки;
• касса букв;
• картинки насекомых : бабочка, муха, кузнечик, муравей, жук-усач, стрекоза, комар, паук, птица;
• сачок и сетка;
• картинки с нарисованными средней длины усами, длинными – усищами, короткими – усиками;
• тетрадь в клетку;
• простой карандаш и листок для рисования.
Содержание
В центре группы.
Логопед: Дети, обратите внимание на то, какие изменения произошли у нас в группе, Я сегодня трудилась, как пчела, как муравей, не покладая рук, и наша группа превратилась в газон возле дома.
- Дети, как вы понимаете слова «не покладая рук»? (Ответы.)
- Дети, ответьте одним словом, кого можно встретить на газоне? (Ответ.)
- Почему они так называются? (Ответ.)
- Как можно сказать выражение «не покладая рук» от имени птиц, насекомых? («не покладая крылышек», «не покладая лапок».)
Логопед: Мы построили воображаемую страну и можем смело по ней путешествовать. Для начала нужно очень быстро домчаться до стен дома. Кто из насекомых сможет это сделать? Его название начинается со звука «С».
Превращайтесь в стрекоз и летите к стене дома.
Возле доски.
Логопед: Посмотрите: сами насекомые спрятались в щели дома, а наружу выставили… что?
- Если торчит один, то? («Ус».)
- Если торчат два, то? («Усы».)
- Если торчат маленькие, то? («Усики».)
- Если торчат большие, то…? («Усищи».)
Логопед: Определите по картинкам (бабочка, жук-усач, майский жук, кому из них какие усы принадлежат?
- Чтобы они больше не путали свои разные по длине усы, давайте выложим эти слова из букв кассы. (Выкладывают.)
Логопед: Давайте возьмем в наше путешествие сачок и сетку, чтобы ловить насекомых.
- С какого звука начинается слово «сачок»?
- «Сетка»?
- В сачке уже есть насекомые. Кто это? (Стрекоза, усач.) Это насекомые, в названии которых звук «С» - какой? (Твердый.)
- Дети, а какое насекомое нужно поместить в сетку, если в названии этого насекомого звук «С'» - мягкий? (Гусеница.)
- Дети, посмотрите, как много здесь насекомых, а в сачке у звука «С’» всего одна гусеница. Где же нам еще раздобыть насекомых, в названии которых есть звуки «С» и «С'»?
Логопед: Я вам сегодня дам домашнее задание: дома, вместе с родителями в детской энциклопедии поищите такие слова, а завтра нам всем расскажите.
- Дети, а как вы считаете, насекомым место в сачке, сетке или нет?
- Где же их место?
Вот и вы сейчас превращайтесь в гусеницу и ползите на полянку.
На ковре.
Логопед: Насекомых на полянке видимо – невидимо. Покажите пальчиками, как они бегают? Летают? Ползают?
- Назовите насекомых, которые бегают?
- Которые прыгают?
- Которые летают?
Превращайтесь в паучков и отправляйтесь к домику паука.
Логопед: Паучок живет в щёлках стен, в трещинах на коре деревьев или строит небольшое гнёздышко и рядом с ним плетёт паутину.
- Для чего она нужна пауку?
- Мы тоже сплетём паутину, только сделаем это на листочке с помощью карандаша.
(Работа с листочками, карандашами.)
- Дети, а теперь превращайтесь в муравьишек, которые тащат к муравейнику тяжелые травинки.
- Давайте вспомним знакомую нам песенку про муравья.
Драматизация песни «Про меня и муравья».
- Дети, нам нужно перейти по муравьиному лабиринту до муравейника.
- Расскажите о жизни муравьев в муравейнике. (Рассказы детей.)
- Теперь допрыгайте до полянки как кузнечики. (Дети прыгают.)
- Теперь превратитесь в жуков и покатайтесь на спинке, пошевелите лапками. (Дети выполняют упражнения.)
- Доползите до любого места жучков, где это? (Ответы). (Перемещение детей на скамью)
На скамье.
Логопед: Ребята, на скамье расположены картинки. Найдите лишнюю из них и объясните почему? (Птица.)
- Дети, слова бывают разные. Одни из них называют предмет: стрекоза.
Другие рассказывают о его особенности: сама длинная, крылья прозрачные, словно стеклянные, глаза огромные, выпученные. Третьи говорят о том, что этот предмет делает: летает – словно самолет.
О слове – предмете мы спрашиваем: «кто это?» или «что это?».
О слове – особенности - «какой?», «как?».
О слове – действии - «что делает?».
Такие слова помогут рассказать нам о насекомых.
Например: Кто это? Бабочка.
- Она какая?
- Что она делает?
Логопед: Дети, вы знаете, что насекомые делятся на хищников и тех, кому надо от них спасаться. Справа на ковре в столбик положите насекомых хищников, слева – кому надо от них спасаться. Правильно используйте предлоги: «С», «Со».
- Скажите, кому с кем опасно находиться рядом? (Ответы).
- А сейчас я перемещаю все картинки, переверну их вниз изображениями и каждый из вас возьмет одну из них. Кому какое насекомое попадется, тот о нем и будет рассказывать. Не забывайте о плане вашего рассказа:
- Как называется?
- Какое оно?
- Что делает?
(Дети выбирают картинки и расходятся по своим домикам. Рассказывают о насекомых.)
Логопед: Пока мы рассказывали о насекомых, кто-то разрезал все картинки на части и все перепутал. (Дети собирают насекомых из разрезных картинок.)
За столами.
Логопед: Дети, сейчас вы обведете по трафарету то насекомое, о котором хотели бы рассказать маме и папе. После того, как вы обведете насекомое, раскрасьте его карандашами.
Свои рисунки вы возьмете домой. Дома вы разрежете рисунок на любое количество частей. Предложите родителям собрать насекомых из частей.