Светлана Бояркина
Конспект занятия на тему «Знакомство с энциклопедией»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с энциклопедией"
Задачи. Познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литературе, любознательность, познакомить с новым словом «энциклопедия». Воспитывать бережное отношение к книгам и научить отвечать на вопросы полным ответом.
Публикация «Конспект занятия на тему „Знакомство с энциклопедией“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Материалы, оборудование. Детские иллюстрированные энциклопедии разного типа : универсальные «Энциклопедия для дошкольников», «Почемучка» и пр., тематические «Профессия», «Вселенная», «Обо всем на свете», «Животные», «Растения» и др.
Предварительная работа. Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» (в сокращении).
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся.
Приветствие:
Собрались все дети в круг
Ты, мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмёмся
И гостям мы улыбнёмся.
Во-ль: Дети, мы с вами очень много читаем разных сказок.
- Давайте вспомним, про кого была прочитанная недавно сказка?
Дети отвечают:
Во-ль: Загадаю вам загадку:
Некрасивый он, пожалуй
Вместо носа-шланг пожарный
Уши вдвое опахал
Ростом с башню отмахал. (Слон)
(Эту сказку написал Редьярд Киплинг английский писатель. Перевел эту сказку с английского языка русский писатель К. И. Чуковский.) (Слайд 1)
- Какой у него был нос? (Черноватый толстый нос, величиною с сапог) (Слайд2)
- Где жил слоненок? (В Африке-это страна, где тепло и растут бананы) (Слайд 3)
- За что его обижали все жители Африки? (За его любопытство, за то что он много задавал вопросов)
(Слайд 4)
- Что хотел узнать Слоненок у жителей Африки? (Что кушал крокодил на обед)
- Что произошло со Слоненком, когда он решил узнать, что кушает крокодил на обед? (Крокодил удлинил слону нос) (Слайд 5)
- Как называется река, где жил крокодил? (Лимпопо) (Слайд 6)
- Кто стал верным другом маленькому Слоненку? (Птичка Колоколо) (Слайд 7)
- Почему Слоненок никому не позволил обижать птичку Колоколо? (Она его не обижала и дала совет как найти крокодила) (Слайд 8)
- Почему Слоненку стало выгодно быть с длинным носом? Зачем слоненку хобот? (Удобно отгонять мух, класть пучки травы в рот, поливать себя водой в жару, наказывать обидчиков) (Слайд 9)
Во-ль: А сейчас немного отдохнём и покажем слоненка.
Физкультминутка
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (наклоны головы в стороны)
Головой своей кивает, (наклоны головы вперед)
Будто в гости приглашает. (голову прямо)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (наклоны вперёд, назад)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (дети садятся)
Во-ль: действительно очень интересно задавать разные вопросы и находить на них ответы. «Вот мне, например, очень интересно, почему кукарекает петух?» А вам интересно? (он кричит, чтобы показать кто здесь главный, будет своих хозяев, даёт ответный клич другим петухам)
Во-ль: «А для чего пахнут цветы?» (они пахнут для привлечения насекомых, которые их опыляют, при определенной температуре масло цветов испаряется, и мы чувствуем приятный запах цветов)
Во-ль: «Почему кошки мяукают?» (Так они разговаривают с человеком, привлекают его внимание к себе, если хотят кушать, выйти на улицу)
Во-ль: «Почему птицы осенью улетают на юг?» (потому что там тепло и много корма)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же люди получить ответы на свои вопросы? (Дети отвечают)
Во-ль: Можно спросить у других людей, у взрослых; можно узнать об этом, посмотрев телевизор; можно и самостоятельно получить ответ на вопрос, если внимательно наблюдать или рассматривать интересующий предмет или явление. (Слайд 10)
А еще откуда можно узнать много интересного?
Послушайте загадку:
Не куст а с листочками?
Не рубашка а сшита?
Не человек а рассказывает? (Книга, (Слайд 11)
Во-ль: Да, на многие вопросы можно получить ответ в книгах.
Во-ль: А какие бывают книги? (Дети отвечают (Они должны дать полный ответ) (Слайд 12)
Во-ль: Есть книги большие и маленькие, с картинками и без картинок, для детей и взрослых, учебники по которым учатся дети в школе, книжки-малышки, они маленького размера, книжки-раскраски. (Показываю на выставку)
Во-ль: Молодцы, много знаете о книгах. Они все разные. А сегодня мы познакомимся с необычными книгами. Эти книги, дети, называются энциклопедиями. (Слайд 13)
Стих про энциклопедию
У бабули - внук и внучка -
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задаё т народ курносый:
«ПОЧЕМУ зелёный лист?
ПОЧЕМУ поёт артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орёл парит?
ПОЧЕМУ растёт трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?»
Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ шипы у роз,
ПОЧЕМУ ревёт медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ёжик.
Ну и внучка! Ну и внук!
Время не тянули!
Быстро «доктором наук»
Сделали бабулю!
( Во-ль: Показывает энциклопедию и объясняет.)
Во-ль: Посмотрите, она гораздо больше других книг по размеру, толщине, в них много цветных картинок. Эти книги не похожи ни на сказки, стихи, рассказы. Энциклопедии дают нам ответы на все наши вопросы, наши почему, которые нас интересуют? Энциклопедии помогут объяснить нам очень многое, а главное правильно. Например, как появились первые люди, земля, животные. Почему люди ходят по земле и на многие другие вопросы. Поэтому есть энциклопедии про животных, растений, цветах, о профессиях и другие. У меня в руках энциклопедия про животных. Что вы знаете про белых медведей? (Ответы детей) А теперь я зачитаю что написано про них в энциклопедии. (Читаю)
А что вы знайте про сову?
А где мы можем увидеть верблюдов? (В зоопарке)
Во-ль: А теперь давайте возьмем стульчики сядем за столы и рассмотрим энциклопедии. (Дети рассматривают)
Во-ль: Посмотрите какие эти книги интересные, красочные. (Поменять книги между детьми)
Во-ль: А по подробнее с этими книгами мы познакомимся после тихого часа.
(Открываю одну из книг и нахожу там письмо.)
Дети, а что это за письмо? Давайте прочитаем и узнаем что там пишут.
( Во-ль: Читает письмо.)
Во-ль: Вот, какое интересное письмо от книги! А что просит книга нас? (Ответ детей)
Это письмо про правильное обращение с книгами. А какие же есть правила с обращением книг? (Слайд 14)
Во-ль:А сейчас давайте поиграем в игру, она называется «Что любит книжка?» и ещё раз убедимся что ей нравится.
Я буду называть слова, а вы говорите,. любит это книга или нет. Если любит-«Да», не любит-«Нет»
Что любит книжка?
Обложку. — Да.
Грязные руки. — Нет.
Закладку. — Да.
Дождик и снег. — Нет.
Бережное отношение. — Да.
Ласку. - Да.
Яичницу. - Нет.
Чистые руки. - Да.
Валяться на полу. — Нет.
1. Книги нужно смотреть и читать бережно, аккуратно: в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать, загибать страницы.
2. Чужие книги, которые мы берем почитать, например, у друзей или соседей, нужно одевать обложки, чтобы они не испачкались.
3. Книги нельзя читать в грязных или мокрых местах, брать грязными руками.
4. Чтобы узнать, на чем мы остановились при чтении книги, следует использовать закладки.
Во-ль: Дети теперь мы запомним эти правила и никогда не будем обижать книги, ведь они наши друзья.
Во-ль: Дети, с какой книгой вы сегодня познакомились?
А чем энциклопедия отличается от других книг? (Энциклопедию не прочитаешь сразу как сказку, ее нужно изучать)
Вам было интересно?
И мне понравилось, как вы активно работали, отвечали на вопросы. Спасибо вам.