оксана тимофеева
Конспект занятия на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).
Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: «Весна».
Тема НОД: «Жалобная книга природы».
Вид занятия : познавательно-исследовательская деятельность.
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия на тему „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Программные задачи
Задачи образования:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;
- обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;
- упражнять в нетрадиционной техники рисования- печатание пером. (Художественно-эстетическое) ;
- активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие) ;
- сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) ;(Социально-коммуникативное развитие)
Задачи воспитания :
• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития:
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.
Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игра-путешествие, нетрадиционное рисование, физкультминутка.
Материалы и оборудование:
- Аудио запись голоса птиц;
- Магнитофон с флеш - картой;
- Проектор, компьютер для просмотра презентации;
- книга "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума леса, голосов птиц.
Предварительная работа:
Ход непрерывной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
I. Вводная часть (мотивация).
Звучит музыка. Воспитатель с детьми входят в группу. - Здравствуйте дети, меня зовут Оксана Владимировна, и я очень рада с вами со всеми познакомиться!
Ритуал приветствия.
В. –Дети, а как вы думаете, что такое природа?
Правильно дети. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе?
В. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
Образовательная ситуация.
В. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Как вы думаете? Это жалобная книга природы. Посмотрите, какое у нее настроение? Что она чувствует? Послушаем, что же она пишет.
- Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
В. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?
В. – Боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?
– Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.
Дети здороваются с педагогом.
– Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека
Ответы детей.
-Книга
-Грустная, не улыбается
Дети слушают текст.
– Помочь природе.
- Да
II. Основная часть.
– А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу.
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
– Шум и гам в лесу стоит,
В норках весь лесной народ сидит.
Почему их обижают,
И в лесу спокойно жить мешают?
В. -Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет лес. (Изображение леса) Пойдемте скорее. Посмотрите внимательно, что с ним случилось? Он печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?
(Дальний конец зала оформлен как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
Воспитатель :
- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? А как мы можем помочь лесу? (Давайте-ка с вами его уберём. А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.
Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.
-Скажите, а кто живет в лесу? Правильно, дикие животные. Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Отгадай кто – это?» Я буду описывать животных, а вы должны отгадать о ком идет речь и найти их на картине. Но картинки не простые – это тени животных.
1. Это - дикое животное леса. На зиму сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища - ягоды, коренья, грибы.
2. Это животное живет в лесу. Оноа находит в дереве дупло и селится там. Ест ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно
3. Небольшое животное, зимой впадающее в спячку. Ест в основном насекомых, но если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.
4. Это животное живет в логове. Охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком.
5. Оно живет в лесу, в норе. Это - хищный зверь. Основная еда - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, оно с удовольствием съест и их.
6. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.
В. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?
Книга – Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, а как мы можем помочь муравьям?
Давайте муравьям поможем
Камни снова на тропинку сложим.
Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)
В. - Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?
В. – Как я рада за вас, дети. Вы помогли муравьям восстановить их тропинку. А чем мы еще можем помочь муравьям? Из чего муравьи делают свои муравейники? Как вы думаете, а с помощью чего они носят ветки? С помощью челюстей. Посмотрите, как они захватывают ими добычу.
В. Давайте поможем муравьям принести ветки к муравейнику, а челюстями нам послужат вот такие прищепки.
Рисование в нетрадиционной технике.
В. -А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим кто же еще нуждается в нашей помощи.
А какое важное событие происходит весной, связанное с птицами?
В: Правильно возвращение перелетных птиц! А каких вы знаете перелетных птиц?
В: - Посмотрите, нас просят о помощи птицы. Они возвращались с юга и потеряли дорогой перышки. Чего у них не хватает? Как называются эти птицы?Как мы можем им помочь?
Сегодня мы попробуем нарисовать хвосты, но рисовать будем не обычной кистью. Посмотрите на конце кисточки прикреплено перышко. Будем рисовать этим перышком. А как, сейчас узнаем, посмотрев на экран.
А теперь давайте сядем за столы и будем помогать птицам. Печать перышком.
Дети, какие замечательные работы у вас получились. Птицы очень вам благодарны. Посмотрите, наши птички правда получились совсем как живые!
Ответы детей
Ответы детей
-Собрать мусор в пакеты.
Дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак
-Дикие животные
-Медведь
-Белка
-Еж
-Волк
-Лиса
-Заяц
-Убрать камни, помочь сделать муравейник
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
-Сделать муравейник
-Из веток, из палочек
- (смотрят на экран)
Под весёлую музыку дети с помощью бельевых прищепок – «челюстей» несут муравьям веточки)
-Птицы возвращаются с юга
Ответы детей
-Хвоста. Грачи.
- Нарисовать перья, сделать из пластилина.
Дети смотрят на экран
Дети методом оттиска рисуют хвосты птицам.
III. Заключительная часть.
В. – Посмотрите, что произошло с нашей книгой природы? Значит, жалобы закончились и книга рада вашим рисункам и добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, дети. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других, расскажете родителям.
Решение образовательной ситуации:
Дети, скажите, пожалуйста, какие выводы вы можете сделать после нашего занятия, чему вы сегодня научились?
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
и друг другу на прощанье мы подарим обещание:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ!
В: - Дети, за то, что вы сегодня пришли на помощь всем жителям леса, книга природы приготовила для вас подарки. Она дарит вам значки юных помощников природы.
Спасибо вам за работу.
- Она улыбается, радуется
Ответы детей