Наталья Перевалова
Методы экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.
Публикация «Методы экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:
1. Занятия, как специально организованная форма обучения.
2. Совместная деятельность педагога и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
1. Специально организованное обучение, это:
- Экскурсии, занятия.
- наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).
- Изодеятельность экологической тематики. Ознакомление с трудом взрослых в природе.
- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
-Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
-Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
-Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).
2. Совместная деятельность педагога и детей:
-Диагностика экологической воспитанности детей,
-Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.
- Целевые прогулки в природу.
- Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).
-Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
-Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней.
-Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
-Опыты, поисковая деятельность.
-Труд в уголке природы и на участке.
-Просмотр диафильмов, видеофильмов.
-Работа с моделями.
-Ведение календарей природы, дневников наблюдений.
-Различные виды изодеятельности на экологические темы.
-Создание книг - самоделок.
-Экологические досуги и праздники.
3. Самостоятельная деятельность детей:
Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т. д.).
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
«Экологическое воспитание дошкольников»
-Занятия, как специально организованная форма обучения.
-Совместная деятельность педагога и детей.
-Самостоятельная деятельность детей.