Роман Кузичев
Конспект занятия «Творчество самодеятельного художника» в 5 классе ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с творчеством известного самодеятельного грузинского художника Нико Пиросмани.
Задачи:
познавательные - раскрыть характер творчества художника-самоучки;
развивающие - формировать представления о наивном искусстве, его особом пластическом и образном языке;
воспитательные - воспитывать терпение и внимание при воспроизведении картины самодеятельного мастера.
Зрительный ряд: слайд-презентация «Творчество грузинского художника Нико Пиросмани»
Темочки:
Материалы и инструменты: тетрадь, авторучка, пр. карандаш, ластик, листы темного картона, пастель.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством самодеятельного грузинского художника Нико Пиросманишвили (Пиросмани). Демонстрирую несколько картин художника и рассказываю о его творческой непростой судьбе художника.
2. Краткая творческая биография художника.
Нико Пиросмани (Николай Пиросманашвили) родился в 1862г. в грузинском селе Мирзаани в крестьянской семье в современной провинции Кахети. Его родители, Аслан Пиросманашвили и Текле Токликишвили, были фермерами, владевшими небольшим виноградником, несколькими коровами и волами. Позже он осиротел и остался на попечении двух своих старших сестер, Мариам и Пепе. Он переехал с ними в Тбилиси. В 1872 году, живя в маленькой квартирке недалеко от Тбилисского вокзала, он работал слугой в богатых семьях и научился читать и писать по-русски и по-грузински. Через четыре года он вернулся в Мирзаани и работал пастухом.
Пиросмани постепенно научился рисовать. Одним из его занятий-стала живопись маслом на черной клеенке.
В 1882 году вместе с самоучкой Георгием Зазиашвили он открыл малярную мастерскую, где художники делали вывески. На протяжении всей своей жизни Пиросмани охотно брался за обычную работу, включая покраску домов и побелку зданий, работал железнодорожным кондуктором, занимался производством молока. Пиросмани,также работал на владельцев магазинов в Тбилиси, создавая вывески, картины и портреты по их заказам.
Долгое время Пиросмани вел полуголодный образ жизни, не имея ни семьи, не крова - жил в подвальном помещении. Безответная любовь к известной актрисе Маргарите, посетившей Кахетию с гастролями, нашла отклик не только в творчестве художника, но и стало сюжетом для популярной песни Аллы Пугачевой «Миллион алых роз». Впрочем, это может быть и легендой, и даже простым совпадением.
Сюжеты Пиросмани брал из окружающей жизни. Очень любил писать грузинские свадьбы, животных.
Его картины демонстрируют острую композиционную продуманность автора. Расположение фигур фронтальное, в то время как лица не демонстрируют определенного настроения. Предметы в своих картинах на столах художник расставлял в определенном порядке, стараясь не закрывать другим. Зверей художник очеловечивал, писал их словно людей, его не сильно заботила анатомия животного, сила, повадки.
В наивном искусстве Пиросмани отразились неповторимое видение мастера, волнующий драматичный мир образов людей, животных, местного ландшафта. В цветовой палитре художника преобладали яркие чистые, локальные цвета красного, голубого, зеленого, оранжевого, желтого, охры в сочетании или на фоне черного, глубокого тона.
Имя художника стало известным благодаря стараниям художников Кирилла и Ильи Зданевичей. Имя грузинского художника московской публике впервые прозвучало в 1913 г. на выставке «Мишень», где выставлялись четыре работы художники-самоучки. Международное призвание пришло уже после смерти художника в 1950-х годах.
Анализируя творчество мастера в ряду других художников начала 20 века, надо отметить некоторые сходные черты. Некоторые профессиональные русские художники черпали стилистику своего искусства из вывесок,лубка (народных картинок), наивных картин самодеятельных художников, к которым принадлежал и Нико Пиросмани.
4. Выполнение практической работы учащимися.
Основные задачи :
Композиционные - развитие умения компоновать изображение в формат картона;
образные -формировать представления о характере персонажей;
декоративные и колористические- развитие цветового восприятия и умения работать пастелью.
Этапы выполнения практической работы в материале:
-рисунок пастелью светлого тона контуров животного с картины художника,
- уточнение характера, пластики животного,
- рисунок-растушевка туловища и частей фигуры животного.
5. Рефлексия.
Какие главные темы и образы в творчестве Нико Пиросмани? В какой технике мы сегодня рисовали? Для чего мы применили листы темного картона?
Ответы: жанровые мотивы, свадьбы, изображения простых людей, натюрморты, вывески, портреты, картины с животными.
Пастельная живопись на темном фоне создала впечатление глубины, звучности цвета, выразительности образа.
Статья проиллюстрирована работами учащихся 5 класса ДШИ, которые выполняли задание по предмету "Беседы об искусстве". Вот что в итоге получилось.
Спасибо за внимание!