Ольга Шичанина
Конспект занятия на тему: «Русская народная культура». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формировать представление о культуре народного творчества; познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок; расширить словарный запас детей.
Ход занятия
1. Организациооный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
На завалинках, в светелке Словом, эти посиделки Иль на бревнышках каких Были праздником души. Собирали посиделки Быт людей отмечен веком, Пожилых и молодых. Поменялся старый мир. При лучине ли сидели, Нынче все мы по сусекам Иль под светлый небосвод- Личных дач или квартир. Говорили, песни пели Наш досуг порою мелок, И водили хоровод. И, чего там говорить: А играли как в горелки! Скучно жить без посиделок, Ах, горелки хороши! Их бы надо возродить!
Публикация «Конспект занятия на тему: „Русская народная культура“, Старшая группа» размещена в разделах
- Сегодня на занятие познакомимся с русской народной культурой.
2. Словарная работа.
Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. Светелка – небольшая комната, обычно в верхней части жилья. Посиделки – зимняя вечеринка молодежи в деревне. Лучина – тонкая длинная щепка. Небосвод – то же, что небо. Хоровод – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской. Горелки – русская народная игра, в которой стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочередно парами. Быт людей – повседневная жизнь. Сусеки – отделения в ларе – в большом деревянном ящике для хранения муки. Досуг – свободное от работы время.
- Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?
- Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит – возродить посиделки?
- Объясните значение слова «рукодельница». (Рукодельница – искусница в рукоделии; искусница – умеющая, хорошо знающая свое дело; рукоделие – ручной труд.)
На Руси есть необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.
Праздник не безделья, а искусного рукоделия! А как шили – вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши! Весело поется – весело прядется.
- Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдете на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).
Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)
- Что это: чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки ее остригли – после расщипали, а после (Чесали) - Объясните слова: прялка – прядь – пряжа – прясть. Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью; Прядь – скрученная нить; Пряжа – нити, полученные прядением; Прясть – скручивая волокна, делать нити.
Педагог показывает веретено.
Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было свое веретено. - Девушки и женщины пели песни, когда собирались в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделием. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится. Работали раньше день – деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали. -Светец – девичья отрада. Светец – деревянный (или железный). Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец еще и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцом обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своем будущем. - В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку – светец. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованный, черный….А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину….Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой.
3. Итог
-Чем в старину освещали избы? - Что такое светец? - Как выглядел светец? - Что можно делать при лучине? - Что ярче светит? - О чем мы беседовали? - Что нового узнали?