Ирина Екимова
Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская народная игрушка - Матрешка»
Цели:
- Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке –
символе русского народного искусства.
Программные задачи:
Образовательные:
- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы - Матрешки, народных игрушках.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская народная игрушка-Матрешка“ (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- Расширить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.
- Закрепить понятия: «ярмарка», «сувенир», «символ».
- Закрепить разные виды матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская.
Развивающие:
- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно – прикладному искусству.
- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.
- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.
- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
- Воспитывать любовь к народным игрушкам, народному искусству.
- Воспитывать гордость за русский народ, любовь к Родине.
Коррекционные:
- Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.
Предварительная работа: Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Русская матрешка», беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров, игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение произведений, стихов, загадок о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, разучивание танца «Матрешки», рассматривание платков с разным узором, русских народных костюмов, разных видов матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская, изготовление матрешек из соленого теста. Приобщение родителей в оформлении выставки «Эта русская матрешка».
Материал:
- ТСО для просмотра презентации «История возникновения матрешки».
- Аудиозапись русской народной песни «Русская матрешка», «Карусель».
- Русские народные игрушки (дымковские, матрешки, каргопольские, тряпичные куклы и др.).
- Иллюстрации с изображением разных видов матрешек.
- Платки с разным узором.
- Русские костюмы.
- Дидактическая игра «Собери матрешку».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Сегодня я приглашаю вас на ярмарку народных игрушек!
(Слайд презентации № 1)
- «Внимание, внимание, внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Веселись, честной народ, в гости Ярмарка идёт!
Народ собирается – Ярмарка начинается!»
Воспитатель: Ребята, а что такое ярмарка?
(ответы детей)
Дети: - Ярмарка - это место, куда люди приносят товары на продажу, сделанные своими руками. Это посуда, игрушки, вещи, продукты. Еще на ярмарке устраивали представления с песнями, танцами, играми, развлечениями.
(Звучит русская народная мелодия, открывается занавес).
Воспитатель:- «Эй, девчушки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Подходите, подходите
На игрушки посмотрите
Все игрушки хороши
Полюбуйтесь от души!».
(дети рассматривают игрушки).
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам все знакомы. Назовите их.
(Слайд презентации № 2).
Дети: Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др.
Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?
Дети: Эти игрушки яркие, красивые, веселые.
Воспитатель: А как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?
Дети: Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала : что было под рукой, из того и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.
Дидактическое упражнение «Что из чего сделано?»
(Составление предложений по образцу).
Воспитатель: Игрушки сделаны из разного материала.
Дымковская игрушка сделана из глины, значит она …
Эта кукла сделана из ткани, значит она.
Эта игрушка сделана из стекла, значит она.
Эта игрушка сделана из дерева, значит она.
Эта игрушка сделана из металла, значит она …
Эта игрушка сделана из соломы, значит она…
Воспитатель: А здесь, народная игрушка платком цветастым накрыта. Что это за игрушка угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Ребенок: «Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрешка (дети садятся на стульчики).
(Слайд презентации № 3).
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Расскажите, что вы знаете о них.
(Ответы детей).
(Слайд презентации № 4, 5, 6, 7, 8, 9).
- Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разбирается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки. Вначале делается самая маленькая, затем больше, больше и доходят до самой большой. За тем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью. И в конце матрешку покрывают лаком 3 раза, чтобы краска крепче держалась, и чтобы матрёшка блестела.
Воспитатель: А из каких пород древесины изготавливают матрешку?
Дети: Из лиственных деревьев: береза, осина, липа. Их спиливают ранней весной, сушат 2 – 3 года и только потом распиливают на чурочки, из которых будут вытачивать заготовки матрешек.
(Слайд презентации № 10).
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте немного отдохнем.
Русская подвижная игра «Гори, гори, ясно…»(дети садятся).
Воспитатель: Ребята, скажите, почему считают, что у матрешки два отца и ни одной матери? Кто эти отцы?
(ответы детей).
(Слайд презентации № 11).
Дети:- Первый отец – токарь – игрушечник Василий Звездочкин. Он выточил первую матрешку, а второй – художник Сергей Малютин, он ее расписал.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему деревянную игрушку назвали «матрешкой», а не каким – то другим именем?
(ответы детей).
(Слайд презентации № 12).
Дети: - Художник расписал куклу по образу милой крестьянской девочки, которую звали Матрена. Это имя было очень распространенно в то время. Вот и прозвали куклу Матрешкой.
Воспитатель:- Во что одета матрешка? И почему у нее не видно ног?
Дети: - Раньше русские женщины носили длинные рубахи, сарафаны, поэтому у матрешке не видно ног, платок на голове, передник, украшенный цветами и узорами.
(Слайд презентации № 13).
Воспитатель: - Правильно, матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Расписной крестьянский сарафан, рубаха, передник. А каких матрешек вы знаете?
(ответы детей).
Дети: Семеновская, Загорская, Полхов - Майданская, Вятская.
Воспитатель: Скажите, а чем отличаются матрешки друг от друга?
(ответы детей).
Дети: Формой, цветом, росписью, в зависимости от той местности, где сделали матрешку.
Воспитатель: У меня есть матрешки, но они все перепутались. Помогите мне их собрать.
Дидактическая игра «Собери матрешку».
Воспитатель: Молодцы, быстро справились, а вот вам еще задание.
(Слайд презентации № 14).
Ритмическая игра «Матрешки».
Ребенок: «Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам идут Матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные!».
(Слайд презентации № 15).
Дети: 1-й ребенок: Сергиево-Посадская матрешка.
Я – Загорская матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
(Слайд презентации № 16).
2 – й ребенок: Семеновская матрешка.
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла.
(Слайд презентации № 17).
3-й ребенок: Полхов - Майданская матрешка.
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными :
Спелыми и красными.
(Слайд презентации № 18).
4-й ребенок: Вятская матрешка.
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблочки,
С нами издавна знаком,
Весь народ на ярмарке.
Я матрешка вятская
Всех на свете краше я.
Расписные, яркие сарафаны наши.
Ребенок: А ну, матрешки, выходите, танец нам свой покажите.
Танец «Матрешки».
(Слайд презентации № 19).
Воспитатель: Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?
Дети: Сувенир - это подарок на память.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что Денис выучил стихотворение про матрешку, хотите послушать?
(ребенок читает стихотворение)
«Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка – кукла расписная,
А как назвать ее, не знал.
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может на Танюшку?
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрешкою назвал.
С тех пор живет Матрешка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радуется мир.»
Ребенок:- Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек, как память о нашей стране.
«Ой, ты, барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!».
Воспитатель:Скажите, у кого из вас дома есть кукла матрешка (ответы детей).
Да, ребята, практически в каждом доме найдется наша русская красавица. Сегодня мы еще раз поговорили о русской народной игрушке – Матрешке, вспомнили историю возникновения игрушки, виды матрешек. Читали стихи, танцевали, играли, а вот про веселую карусель – то забыли.
Музыкальная игра «Веселая карусель».
Воспитатель:На ярмарке принято было гостям подарки дарить. Вот и наши дети, гости дорогие, приготовили для вас подарок, они сделали матрешку из соленого теста, расписали ее, сделали свою авторскую работу, которую и хотят подарить вам на память, как сувенир.
(дети раздают подарки).
- А какая ярмарка без сладостей? Вот и я хочу вас угостить леденцами на палочке.
Заключение: «Вот и солнце закатилось –
Наша Ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы гостям!».
Звучит музыка, дети прощаются с гостями и уходят из зала.