Ирина Анфилова
Конспект занятия по формированию у детей столового этикета «О главных правилах поведения за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – формирование культуры поведения за столом.
Задачи:
1. предметные
познакомить с главными правилами столового этикета, учить их практическому применению;
развивать этические знания учащихся (вежливость – важное составляющее качество воспитанного человека);
метапредметные
развивать основы мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения;
Публикация «Конспект занятия по формированию у детей столового этикета „О главных правилах поведения за столом“» размещена в разделах
осваивать диалог во взаимодействии с людьми (выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями);
личностные
развивать речь, расширять словарный запас учащихся;
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать уважение, внимание друг к другу, старшим;
воспитывать потребность в доброжелательном общении;
способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;
формировать у детей умение вежливо и культурно вести себя за столом.
УУД:
познавательные
учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;
регулятивные
учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
применять установленные правила;
учиться оценивать результаты своей работы;
коммуникативные
слушать и понимать собеседника;
строить понятные для партнера высказывания;
личностные
развивать стремление оценивать себя, свои достижения;
формировать идентичность личности (внутренней позиции учащегося – принятие и освоение новой социальной роли воспитанного человека).
Форма организации работы : групповая.
Оборудование:
фотографии о культуре еды;
иллюстрация к сказке (юноша Этикет);
посуда (мелкая и глубокая тарелки, ложка, вилка, нож, стакан; 20 вилок, ножей, ложек для тренинга);
столы, расставленные полукругом;
стол, накрытый скатертью;
стул.
Образовательные технологии, использованные на занятии :
игровая технология;
технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская);
технология педагогики сотрудничества;
здоровьесберегающая технология.
Методы, приё мы деятельности:
физкультминутка;
обращение к сказке, сюжетно-игровая основа занятия;
рефлексия и осмысление в конце занятия;
самопроверка выполнения задания;
беседа;
игры-тренинги «Как правильно держать столовые приборы», «Как правильно сидеть за обеденным столом»;
поощрение;
демонстрация наглядных материалов (фотографий о культуре еды, иллюстрации к сказке (юноша Этикет);
пример для подражания (герой сказки; демонстрация педагогом, как правильно держать столовые приборы).
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог. Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех.
Вы настроились на хорошую работу.
В конце занятия подведем итоги вашей работы. Вы расскажете, чему научились.
II. Сообщение темы и цели занятия
Педагог. Мы с вами бываем в гостях, в обществе, приглашаем к себе на торжество, путешествуем, ходим в детский сад, школу. И везде не обойтись без питания, без еды. Чтобы не краснеть, а чувствовать себя свободно, выглядеть привлекательно, нужно правильно пользоваться столовыми приборами, обращаться с блюдами, красиво сидеть и вежливо вести себя за столом, т. е. соблюдать столовый этикет.
Что такое этикет? А что такое столовый этикет? Чему мы будем учиться?
Дети отвечают.
Педагог. А поможет нам овладеть правилами поведения за столом сказка, а затем игры-тренинги. Вам нужно продемонстрировать свои знания и умения.
III. Основная часть
Педагог. Слушайте внимательно сказку, чтобы ответить на все вопросы.
Жил на свете молодой человек по имени Этикет (показать на рисунок). Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других.
Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошё л он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей».
- Тебе надо отправиться в такую страну, где ещё никто не слышал твоего имени. И с первых шагов проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запомнили, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удобно для других. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто так красиво делает?», «Кто так привлекательно выглядит?» И услышав в ответ: «Этикет» - запомнят твое имя и тебя.
- Но я ведь не всё умею.
- А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай. Давай попробуем.
Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, и стул.
- Садись, - пригласил волшебник.
Юноша подошел к столу, сел на красивый стул и, чтобы было удобнее, облокотился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос …
Педагог. Что услышал юноша?
Дети отвечают.
Педагог. «Можно только положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе».
Почему нужно помнить про локти? А как ещё следует сидеть за столом?
Дети. Следить за своей осанкой.
Педагог. Почему так сидеть красиво и правильно? Такая поза подчеркивает красоту и скромность поведения.
Юноша попробовал, но у него не получалось.
- Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно. И когда ты усвоишь, тебе можно будет двигаться дальше.
И перед юношей на поляне появилось чудесное зеркало, которое заговорило: «Смотри на меня внимательно и запоминай».
Перед юношей появилась девушка, которая легкой походкой прошла к столу, села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти, прижатыми к себе.
- Это действительно красиво, - воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу.
А вы правильно сидите за обеденным столом?
Дети показывают умение сидеть за обеденным столом. (Игра-тренинг «Как правильно сидеть за столом»).
Педагог. Правильно. Молодцы.
Волшебник пожелал юноше доброго пути и хороших, добрых поступков. С этими словами напутствия Этикет отправился в путь.
А у нас физкультминутка.
Физкультминутка
Поднимаем руки все – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город.
- Здравствуйте, люди добрые, - сказал юноша. – Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?
- Добрый день, юноша, - отвечали ему жители. – Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.
Представился Этикет, подошел к столу и сел так, как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.
- Красиво и хорошо ты сидишь. Скажи же, какие кушанья тебе подать и какие приборы тебе положить.
Поможем юноше Этикету. Какие блюда вы заказали бы? Какие столовые приборы вам понадобятся?
Дети называют блюда и говорят, какие столовые приборы нужны.
Педагог. В какой руке всегда нож и ложка? Как правильно держать вилку? Возьмите в руку. Как правильно держать вилку и нож? Возьмите их. Возьмите ложку.
(Садится за стол, демонстрирует, как правильно пользоваться вилкой, ножом и вилкой. Учит (помогает) правильно держать приборы).
(Игра-тренинг «Как правильно держать столовые приборы». Педагог демонстрирует фотографии, как есть компот, как пользоваться столовыми приборами.)
IV. Подведение итогов, рефлексия
Педагог. Чему мы сегодня научились?
Воспитанный человек умеет вежливо и красиво вести себя за столом.
Вы усвоили простые правила поведения за столом, о которых мы сегодня узнали? Сядьте, как юноша Этикет за обеденным столом. Что показалось трудным? А кто не забывал про правила вежливости на занятии?
Оцените свои достижения на занятии (смайлики).
Сегодня активно работали… Молодцы.
Домашнее задание: чаще пользоваться вилкой.
До свидания.