Татьяна Студенова
Опыт работы по теме «Формирование навыков столового этикета».
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Этикет – это свод конкретных норм и правил поведения в обществе, которые регламентируют, регулируют поведение людей в различных жизненных ситуациях (за столом, транспорте, магазине и т. д) .
Один из разделов дошкольного этикета – формирование навыков столового этикета. Знание этих правил позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным в застольном общении.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование навыков столового этикета“,» размещена в разделах
Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека, которая требует выполнения строгих правил поведения во время еды. Интересно отметить тот факт, что в России отношение к поведению за столом изменилось лишь с великих реформ Петра Первого. По его указу Российской Академией наук была создана книга “Юности чистое зерцало или Показания к житейскому обхождению”. Целая глава в этой книге посвящена поведению за столом, большинство правил годятся и сегодня. Петр Первый стремился привить культуру русскому народу.
Профессиональная обязанность педагога – показать детям правила поведения за столом. Это обучение происходит во время непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной игровой деятельности, в процессе режимных моментов.
Работу по формированию столового этикета мы ведем третий год.
Наши дети знают:
- наименование и назначение столовых приборов, последовательность блюд;
-элементы сервировки стола (салфетки, салфетницы) ;
-как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок),
-что сделать после еды (поблагодарить, прополоскать рот).
Дети самостоятельно едят, пьют из чашки, пользуются бумажными салфетками.
Наблюдение за детьми в начале года показали, что 50% детей неправильно держат ложку;
70% детей – не правильно пользуются вилкой
Цель нашей работы в этом году –
продолжать формировать навыки столового этикета.
Чтобы добиться поставленной цели, мы определили следующие задачи:
- продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков;
- начать формировать навыки дежурства по столовой через выполнение поручений;
- закрепить умение правильно сидеть за столом во время принятия пищи;
- формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами – ложкой и вилкой;
- формировать навыки культуры принятия пищи.
Работу по столовому этикету проводили постоянно, а более углубленно в рамках таких тематических недель, как “Здравствуй, детский сад ”, “Посуда вокруг нас”.
Эту работу мы провели через все образовательные области. Большое внимание уделяем формированию культурно-гигиенических навыков.
У нас разработан алгоритм умывания, в туалетной комнате живет наш герой Хрюша, которого ребята учат правильно умываться, вытираться полотенцем.
В образовательной области “Познавательное развитие” мы с детьми знакомились с посудой, ее видами (столовая, чайная). Дети посетили кухню, продолжили знакомство с работой повара. В гостях у детей была тётушка Кастрюля, которая приносила им необычные баночки, с которыми дети играли.
В образовательной области “Речевое развитие” мы развивали активный словарь детей: на занятиях, в играх и в повседневной жизни. Дети отгадывали загадки про посуду, а так же читали стихи, потешки и сказки. Мы играли с детьми в пальчиковые игры.
В образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” дети собирали вазочки для зайчика, смотрели театр “Три медведя”, “Маша и медведь”. Перед детьми разыгрывали моральные сценки с игрушечными персонажами по методике Софьи Густавовны Якобсон. Через эти сценки дети учатся, как можно себя вести, а как нельзя.
Родители сшили детям красивые фартуки. Наша помощник Галина Николаевна показала детям, как правильно накрывать на стол. Дети выполняли поручения взрослых. Еще дети учились сервировать стол в играх “Накормим куклу Катю обедом”, “Поможем Степашке накрыть на стол к чаю”.
В образовательной области “Художественно-эстетическое развитие” дети украшали готовые формы : тарелки, чашки для кукол, лепили тарелки для зайчат.
К концу года:
-75% детей правильно самостоятельно на достаточном уровне владеют культурно-гигиеническими навыками (закатывают рукава, правильно разворачивают полотенце);
-80% детей прямо сидят за столом;
-60% детей с удовольствием выполняют поручения взрослых.
Системное использование различных форм работы с детьми и сотрудничество с родителями по данной теме способствует успешному овладению детьми навыками столового этикета.