Получи документы

Опыт работы с детьми 4–5 лет «Формирование у обучающихся навыков столового этикета»

Екатерина Легкова
Опыт работы с детьми 4–5 лет «Формирование у обучающихся навыков столового этикета»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование у обучающихся навыков столового этикета».

Опыт работы воспитателя Легковой Екатерины Владимировны

2015 год

Вы узнаете, как можно организовать взаимодействие с детьми и родителями по формированию навыков столового этикета у детей 4-5 лет.

Публикация «Опыт работы с детьми 4–5 лет „Формирование у обучающихся навыков столового этикета“» размещена в разделах

Опыт работы Екатерины Владимировны был представлен и одобрен на педагогическом совете в МБДОУ д/с № 30,протокол № 3 от 16 ноября 2015 года и методическом объединении педагогов города Вичуги, протокол № 1 от 27 ноября 2015 года.

Опыт оценен положительно, одобрен и рекомендован для использования в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Аннотация на опыт работы Легковой Екатерины Владимировны, воспитателя МБДОУ д/с № 30.

Как сформировать навыки столового этикета у детей среднего дошкольного возраста? Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно работающего над этим вопросом. Вы познакомитесь с интересными и эффективными приемами и средствами, которые помогли педагогу получить положительный результат на данном возрастном этапе. Материалы адресованы педагогам и родителям детей дошкольного возраста.

Опыт работы Екатерины Владимировны был представлен и одобрен на педагогическом совете в МБДОУ д/с № 30,протокол № 3 от 16 ноября 2015 года и методическом объединении педагогов города Вичуги, протокол № 1 от 27 ноября 2015 года.

Старший воспитатель МДОУ № 30: Ларина Т. Л.

Актуальность.

Этикет – это порядок проведения определённых церемоний. Однако, стоит помнить, что современный этикет – это не только правила приёма пищи за столом, но и умение производить приятное впечатление на окружающих своим внешним видом, манерой говорить и общаться.

Не владея навыками культуры еды, никогда не сможешь красиво выглядеть за столом. Поэтому овладение этими навыками следует начинать как можно раньше.

Наши дети сейчас посещают среднюю группу. Но в течение предыдущих лет мы вели активную работу по формированию навыков столового этикета.

К четырём годам все дети знают:

- наименование и назначение столовых приборов и блюд;

- последовательность еды;

- элементы сервировки стола (скатерть, салфетки);

- как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок);

- что делать после еды (поблагодарить, прополоскать рот, помочь убрать со стола);

- что перед едой и после неё не бегать, не прыгать, а заниматься спокойной игрой.

Наблюдения за детьми в начале учебного года показали, что 50% детей соблюдают алгоритм умывания (загибают рукава, хорошо намыливают руки, тщательно смывают мыло, снимают и развёртывают полотенце, правильно держат ложку, едят аккуратно, хорошо прожёвывают пищу, без напоминания идут полоскать рот.

Однако второй половине детей ещё трудно не набирать в рот много еды, держать осанку во время приёма пищи в течение всего времени. Дети не могут самостоятельно дежурить, так как до этого выполняли отдельные поручения. Могут взять еду с тарелки рукой.

Ещё в группе есть дети со своими предпочтениями в еде. К ним мы подходим индивидуально, но постоянно говорим о пользе того или иного продукта (блюда).

Для работы с детьми мы поставили определённые задачи:

1. расширить представление детей о пользе продуктов питания и витаминах, которые в них содержатся;

2. продолжать формировать навыки личной гигиены (полоскание рта, начинаем полоскать горло, соблюдать алгоритм умывания, самостоятельно удовлетворять свои физиологические потребности, мыть руки после посещения туалета);

3. начать работу по формированию навыков дежурства по столовой;

4. формировать у детей культуру принятия пищи.

Задач, конечно, много, но решаются они в комплексе.

Чтобы решить эти задачи, мы продолжили работу, начатую в прошлом году и провели её через все образовательные области.

Так в образовательной области «Познавательное развитие» мы знакомили детей с витаминами, которые содержатся в разных продуктах. Дети познакомились с познавательными сказками. К ним приходила тётушка Кастрюля и рассказывала сказки: «Сказка о грустной тарелочке», «Сказка о ложке», «Сказка о чашке и блюдце», «Королевство столовых приборов» и другие. Защитили проект «Где живут витамины и чем они полезны?». На занятиях по познавательному развитию дети знакомились с посудой, рассматривали её, сравнивали.

Играли в дидактические игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару».

В образовательной области «Речевое развитие» дети составляли описательный рассказ о посуде, подбирали красивые слова к чашке, тарелке.

Заучили стихотворение Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» с опорой на картинки и использование инсценировки. Читали стихи, рассказы, загадывали загадки о посуде, столовых приборах, фруктах, овощах.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» велась работа по закреплению правил приёма пищи на «Сладком вечере». Мы ходили на экскурсию в старшие группы, оформили уголок дежурства, сшили красивую форму для дежурных.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дети украшали салфетки и лепили чайный сервиз для матрёшек.

Так же посетили выставки сахарниц и чайников у детей в старших группах.

В образовательной области «Физическое развитие» дети узнали о пользе прогулок для организма – нагуливали аппетит!

Какие же результаты мы получили к концу месяца:

- дети узнали, в каких продуктах какие витамины содержатся и какую пользу они приносят организму (например, в моркови, сливочном масле содержится витамин А, который является витамином роста, улучшает зрение, повышает устойчивость организма к инфекциям; в хлебе, пшене, грече содержится витамин В1, который повышает энергичность, придаёт силы, помогает органам пищеварения и т. д.);

- 60% детей без напоминания посещают туалет и моют руки после него;

- в группе организован уголок дежурства. Дети дежурят с удовольствием, и девочки, и мальчики. Дежурят в определённом порядке. Родители сшили оригинальные фартуки и головные уборы для дежурных;

- дети знают названия многих видов посуды, но почему-то их больше всего заинтересовали салфетницы! В рамках этой недели был реализован проект «Какие бывают салфетницы?», который сегодня представят дети. В результате работы над проектом была организована выставка салфетниц;

- 80% детей держат ложку правильно, едят аккуратно, стараются красиво сидеть за столом, не стучат по тарелке.

Мы надеемся, что к концу года наши показатели увеличатся и достигнут 100% результата.

Считаем,что проводимая работа с дошкольниками в среднем возрасте, а затем в старшем будет способствовать выработке правил столового этикета.

Дети приобретут уверенность и будут способны достойны вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи, хорошо овладеют социальной ролью культурного человека за столом. Мы твердо убеждены: все то, что ребенок получит в дошкольном детстве, пригодится и поможет ему в жизни.

Воспитатель: Легкова Е. В.

27.11.2015г.

Список литературы:

1. И. Н. Курочкина. Путешествие в страну хороших манер. Пособие для детей старшего дошкольного возраста. М. ,»Просвещение»,2007

2. И. Н. Курочкина Дошкольнику о хороших манерах и этикете. Методическое пособие для педагогов. М. ,»Просвещение», 2007.

3. Н. М. Метенова. Уроки вежливости. Практическое пособие. Ярославль, 2000.

4. С. О. Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М. ,Гуманитарный издательский центр»ВДАДОС», 2001.

5. Т. А. Шорынина. Красивые сказки. Эстетика для малышей. М. ,»Книголюб»,2006.

6. Т. А. Шорыгина. Беседы о хорошем и плохом поведении,М. ,ТЦ «Сфера», 2010.

Приложения

Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков

Возраст - Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Задачи - Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев).

Сформировать умение пользоваться ложкой, приучать самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию, выходя из-за стола, задвигать свой стул.

Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1года 5 месяцев).

Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Возраст - Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

Задачи - Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить»спасибо».

Возраст - Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Задачи - Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Возраст - Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

Задачи - Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой. вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды.

Возраст - Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Задачи - Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить

Возраст - Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

Задачи - Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой салфеткой.

Перспективный план формирования навыков столового этикета у детей 4-5 лет.

сентябрь

Педагогическое обследование детей

Выявить степень сформированности навыков

Наблюдение, игры

октябрь

«Назови правильно»

Уточнить название столовой посуды

Дидактическая игра

ноябрь

«Назови правильно»

Уточнить название чайной посуды

Дидактическая игра

декабрь

Правила пользования столовыми приборами

Уточнить правила пользования столовыми приборами

Схемы для детей

январь

Правила поведения за столом

Закрепить правила поведения за столом

Сюжетно-ролевая игра

февраль

Работа над проектом «Какие бывают салфетницы»

Познакомить детей с разными видами салфетниц и материалами, из которых они изготовлены

Поисковая деятельность, подбор материала и информации

март

Создание альбома «Такие разные салфетницы»

Закрепить, какие бывают салфетницы

Подбор картинок, создание альбома

апрель

Учимся красиво сервировать стол

Показать, как правильно и красиво накрыть на стол

Экскурсия в старшую группу

май

Помогаем малышам накрыть стол к обеду

Закрепить правила сервировки стола

Практическая деятельность

Летний период

Закрепление материала

«Посуда и столовые приборы»

Предварительная работа с детьми:

- прочитать сказку К. Чуковского «Федорино горе»;

- организовать игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и др.

Содержание.

Сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и назначению Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая, даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.

В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой – едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.

Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.

Мелкие тарелки тоже различаются размерами, каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.

В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.

Для чая, какао, кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая не попадут на скатерть.

Для холодных жидкостей – воды, сока, киселя, компота – удобны бокалы и стаканы.

Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. Помимо этого есть салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники. Все это для того, чтобы было удобно есть и пить.

Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них – столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок используется нож и вилка размером поменьше. Рыбным ножом и вилкой едят рыбу. На кончике этого ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками – углубление, чтобы отделить мясо от костей. Такой нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные приборы. Столовой ложкой едят супы и молочные каши; ля бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья – все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй – соли, горчицы и перца и к ним маленькие ложечки. Солонку с дырочками не ставят: вытрясать соль не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Памятка для педагогов и родителей.

ПОСУДА.

1. Столовые глубокие тарелки.

- Закусочные (для бутербродов).

- Мелкие столовые тарелки.

- Десертные тарелки для сладких блюд (фрукты, ягоды).

- Креманки (для компота, мороженого).

Тарелки нужно ставить на стол напротив стульев. От края стола до тарелки - 1,5-2 см-

На расстоянии 5-12 см слева от тарелки - пирожковая (хлебница). Справа от тарелки нож, лезвием к тарелке, ложка, слева - вилка. Если ножа нет, то ложка и вилка находятся справа. Расстояние между тарелкой и приборами 0,5 см, чашка от тарелки находится на расстоянии 0,5 см. Чашка, ручкой влево, обязательно ставится на блюдце. На блюдце следует положить чайную ложку ручкой вправо, т. е. в противоположную сторону ручки чашки.

СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ.

Нож.

С помощью него едят мясные блюда, пироги (кроме сладких, блины, помогают им захватывать гарнир. Длина ножа равна диаметру тарелки. Длина вилки должна быть равна длине ножа. Ближе к тарелке кладут те столовые приборы, которые не используются в первую очередь.

Нож следует класть лезвием к тарелке, ложка - носиком вверх, вилка - зубцами вверх.

Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать. Вилка кладется с левой стороны в том случае, когда используется, но в отсутствии необходимости пользования ножом вилка кладется справа. После еды столовые приборы необходимо положить на тарелку параллельно, ручками влево.

Под специи ложечка кладется к бортику тарелки выпуклостью вверх.

СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ.

1. Скатерть.

2. Салфетки.

На стол следует постилать только чистые, хорошо отглаженные скатерти, лучше белые, для стола сервированного к чаю -цветные. Концы скатерти свисают на 25-30 см. Салфетки столовые: размер 46x46 см. Салфетки чайные: размер 35x35 см. Салфетки следует положить на тарелку или за тарелку в виде лилии, кораблика, колпачка и т. д. Во время еды ее следует положить на колени, сложив вдвое. Ею можно вытереть пальцы, приложить (а не вытереть) ко рту. После еды ее скатывают в шарик и кладут под бортик тарелки или на тарелку с приборами.

На стол ставится икэбана или цветы.

НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ СТОЛА.

- Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие).

- Эстетичность.

- Тематическая направленность. (Новый год - снежинки и т. д.)

Задача сервирующих стол - создать хорошее настроение и усилить аппетит.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЕРВИРОВКИ.

1. Скатерть.

2. Тарелки.

3. Чашки, стеклянная посуда.

4. Салфетки.

5. Приборы со специями.

6. Цветы, икэбаны.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ.

По правилам первыми за стол садятся девочки. Помочь сесть им помогают мальчики, они должна подойти слева, взять за спинку стул, развернуть его спинкой к себе и со словами "Пожалуйста" или "прошу садиться" предлагают сесть. Девочка должна подойти и ждать, когда ей пододвинут стул.

Сидеть нужно прямо, занимая стул полностью, прикасаясь к спинке. Не следует наклоняться над тарелкой, расстояние от груди до стола - 4 пальца ладони. Ноги согнуты под прямым углом, руки слегка прижаты к туловищу. Не следует подпирать подбородок, щеки, раскачиваться на стуле.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ.

Вилку надо держать зубцами вверх, при этом ручка упирается в ладонь. Если подано пюре или каша, то вилку следует держать как ложку, помогая ножом.

Вилку и ложку при временном прекращении еды необходимо положить на бортик тарелки, а после еды - на тарелку параллельно ручками влево: нож острием влево, вилку - выпуклостью вверх.

По этикету не принято говорить при употреблении горячих блюд. Нельзя делать замечаний, упрекать, заставлять есть до конца, а следует предлагать не навязчиво.

Нельзя вылизывать тарелку, есть с ножа, перекладывать приборы и брать их до еды.

Хлеб следует отламывать пальцами левой руки.

нужно есть с помощью вилки и ножа, котлету, рыбу, а также запеканку, рулеты только вилкой, без ножа; дичь и птицу едят с помощью ножа сначала надо срезать мясо, оставшееся - взять в руку. Мясо отрезать ножом по кусочку и отправлять отрезанный кусок в рот. Не следует разрезать весь кусок сразу.

Суп сначала следует попробовать, убедиться горячий или нет. Набирать 1/3 ложки, не наклоняться вперед, ложкой справа налево коснутся края тарелки боковой частью направить в рот. Не следует стучать ложкой о тарелку, чавкать. При доедании супа тарелку наклонять от себя.

Чай надо помешивать бесшумно. Варенье в чай не принято класть.

Нельзя запрокидывать голову, отставлять мизинец. Косточки от компота положить сначала в ложку, а затем на блюдце.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Формирование навыков алгоритмики и программирования у детей 4–7 лет Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во.

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 г. Котово Волгоградской области Опыт работы на тему: «Формирование.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе» Актуальность Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии» I.Пояснительная записка Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города» Добрый день уважаемые коллеги! Статистика утверждает, что очень часто причинной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Опыт работы «Формирование активной речи детей посредством развития мелкой моторики» Раздел I. Информация об опыте 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Возникновение опыта связано с тем, что сегодня в обществе.

Опыт работы воспитателя «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить.

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством двигательной деятельности с мячом. Опыт работы. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с детьми 4–5 лет «Формирование у обучающихся навыков столового этикета»
Опубликовано: 30 октября 2017 в 21:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы с детьми 4–5 лет «Формирование у обучающихся навыков столового этикета»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Легкова (УИ 848693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД