Новикова Ольга
Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Схема конспекта занятия
I. Пояснительная записка к занятию.
• Тема занятия.
«Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах»
• Возрастная группа.
Ребёнок с ОВЗ 8 лет
• Цель занятия.
«Научиться различать и произносить звуки С-Ш в слогах и словах»
• Используемое оборудование.
Модульный коврик, игрушки (мячик, шарик, камушки, дидактический материал.
Задачи:
Личностные:
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• развивать интерес ребенка к заданной теме занятия;
• развивать уверенность в себе;
Метапредметные:
• формировать стремление к реализации своих способностей;
. Предметные:
• развивать умение по получению и воспроизведению информации;
Планируемые результаты
Личностные:
- проявление устойчивого интереса к заданной теме занятия;
- повышение уверенности в своих возможностях.
Метапредметные:
- повышение инициативы и любознательности, стремления к достижениям, повышение самооценки;
Предметные:
- приобретение и закрепление знаний о звуках С-Ш.
Содержательная часть:
2.1. Конспект урока / занятия (в таблице).
Деятельность педагога Деятельность обучающегося
Этап 1 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Организационный этап. 5 минут
Приветствие, мотивация, постановка цели и задач.
Цель этапа (педагога) :
Установление эмоциональной связи с ребёнком, создание доброжелательной атмосферы на занятии. Цель этапа (обучающегося) :
Настроиться на занятие, понять тему, и стремиться овладеть практическими навыками.
Деятельность 1
Педагог сообщает о выполнении упражнений артикуляционной гимнастики и массажа ладоней и пальцев с мячиком суджок. Сообщение темы занятия : «Дифференциация звуков С-Ш в звуках и словах»
Рома, посмотри! К нам в центр прислали письмо, и сказали передать Роме!
Как ты думаешь, от кого оно?
Это письмо от мальчика Миши, он живет в городе Москве, и учиться в коррекционной речевой школе, как и ты.
Он нам пишет, что он путает звуки, а вот какие, он не знает! Чтобы ему помочь, надо выполнить несколько заданий! Давай поможем Мише! Деятельность 1
Ребёнок вместе с педагогом выполняет гимнастику и массаж и хочет помочь мальчику Мише.
Этап 2 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Актуализация знаний. 10 минут
Цель этапа (педагога) :
Выявление знаний по данной теме.
Педагог загадывает загадки Цель этапа (обучающегося) :
Включиться в процесс воспоминания. Появление желания достичь цели.
Деятельность 2
Загадываем загадку: Он пыхтит как паровоз, важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится, пригласит чайку напиться. (чайник)
Давай споем песенку чайника: ССССССССССС
Логопед уточняет: Язычок где? (внизу). Губки держим как? (в улыбке). Зубки видны? (Забочиком). Воздух какой? Подставляем ладошку (холодный).
Отгадывание загадки:
*У речки свернулось колечко,
колечко с ядом и холодным взглядом.
Веревка по земле ползет, вот язычок, открытый рот! Всех укусить, готова я, потому что я …. (змея).
Споем песенку змеи: ШШШШШШШ.
Логопед уточняет: Язычок где? (вверху). Губки держим как? (рупором).Зубки видны? (Забочиком). Воздух, какой? Подставляем ладошку (теплый).
Сравнение артикуляции звуков С-Ш
Посмотри, у нас в письме лежит еще что-то. Может это подсказка нам? Посмотри, что это? Ребенок вынимает Воздушный шарик. Педагог надувает его и сдувает со звуками
С и Ш.
Игра с ребенком надуваем и сдуваем мячик.
(со звуками С –Ш) Деятельность 2
Ребёнок отгадывает загадки, отвечает на вопросы.
Этап 3 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Практическое освоение навыков. 25 минут.
Цель этапа (педагога) :
Деятельность 3
Сообщение новой информации по теме. Расширение кругозора.
Постановка задачи: Как ты думаешь, какие звуки путает Миша?
Ответ ребенка (Звуки С-Ш)
Правильно!
Сегодня на уроке мы Поможем Мише не путать звуки С- Ш.
Готов? (Да)
Выделение звуков С-Ш в потоке изолированных звуков. Рома, если услышишь звук С надо хлопнуть ладошками внизу, Ш – вверху.
Логопед произносит ряд звуков : С-Ш-С-Ш-Ш-С-Ш-С-Ш-С-С-Ш-Ш-С…
Выделение звуков С-Ш в слогах. Рома, если услышишь слог со звуком С надо хлопнуть ладошками внизу, Ш – вверху.
СА-ША-СО-ШО-ШО-СУ-ШУ-СЕ-ШЕ-СЫ-СЫ-ШИ-ШИ-СИ-ШЭ-СЭ…
Игра с мячиком «наоборот». Педагог бросает мячик ребенку начиная слог : Со- ребенок Шо. Су-шу и т. д.
Выделение звуков С-Ш в словах. Рома, если услышишь слово со звуком С надо хлопнуть ладошками внизу, Ш – вверху.
Сайка-шайка, сок-шок, суд-шут,шутки-сутки, крыса-крыша, миска-мишка, каска-кашка, машина-сок, лес-шуба, кошка- каска, шина-собака и т. д.
Игра «чайник-змея».
Педагог показывает поочередно ребенку картинки чайника и змеи 10-15 раз. Когда педагог поднимает картинку змеи - ребенок произносит звук Ш, картинку чайника- звук С.
Пройти по звуковым дорожкам произнося поочередно звуки С-Ш.
Пройти по ортопедическим коврикам произнося поочередно слоги Со-Шо-Су-Шу-Се-Ше, затем слова.
Физкультминутка: педагог читает стихотворение.
-На дворе у нас мороз?
(ребенок) Да….
-Чтобы носик не замерз (показываем на нос).
Мы ножками потопаем (топаем ножками).
Ладошками похлопаем (хлопаем в ладоши).
С неба падают снежинки (движения руками сверху вниз).
Будем их ловить руками (хватательные движения руками).
И покажем дома маме (показываем ладошки).
А вокруг лежат сугробы (показываем сугробы).
Не завязнуть поле чтобы
Поднимаем выше ноги (идем, высоко подняв ноги)
Мы идем, идем, идем. И назад приходим в дом! (садимся на стульчик).
Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Помоги дойти до школы девочке Маше, закрой фишками только те поля, где слова со звуком Ш, и Маша попадет в школу без опозданий.
Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях и предложениях.
Перед ребенком разложены картинки со звуком С и Ш мальчика и девочки (Миша и Соня).
Интерактивная игры «Мерсибо». Различаю звуки С-Ш. Назови слова на звуки С-Ш.
Цель этапа (обучающегося) :
Деятельность 3
Активно включиться в познавательную деятельность, отвечать на вопросы, понимание и выполнение заданий педагога. Усвоение материала в игровой форме. Овладение практическими навыками.
Ребенок вместе с педагогом повторяет движения (музыка)
Ребенок раскладывает картинки со звуком С девочке Соне, картинки со звуком Ш мальчику Мише, проговаривая: У Миши Шайба (Это Мишина шайба, У Сони сумка (Это Сонина сумка).
Вариант игры: пройти по коврику, проговаривая: Я несу шайбу Мише, я несу носок Соне.
Этап 4 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Рефлексия. 5 минут.
Цель этапа (педагога) :
Эмоциональная и познавательная рефлексия
(устный опрос)
1. Было ли занятие для меня интересным?
2. Было ли занятие для меня полезным?
3. Пригодятся ли мне эти знания в жизни?
Подведение итога занятия.
Молодец! Ты отлично справился с заданиями! Мы смогли помочь Мише. Какие звуки он путал? (Звуки С-Ш).
Педагог прощается с ребенком и дарит ему воздушный шарик. Цель этапа (обучающегося)
Определить полезность приобретенных знаний для жизни.