Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия «Ложечка точёная, ручка золочёная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить детей с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого); пробудить интерес к народной культуре.
Задачи:
Образовательные. Продолжать учить составлять узор хохломской росписи на плоскостных силуэтах, украшать завиток с ягодами, листьями, травкой.
Развивающие. Развивать чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита хохломской росписи.
Воспитывающие. Формировать интерес детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора;
Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия „Ложечка точёная, ручка золочёная“» размещена в разделах
Материал. Оформление настенного панно с изображением плоскостных фигур по сказке «Жихарка».
Предварительная работа. Знакомство с народным прикладным искусством. Рассказ воспитателя об истории хохломы. Рассматривание иллюстрации и картинок с изображением хохломских изделии. Рисование хохломских узоров на полосках бумаги. Чтение русской народной сказки “Жихарка”.
Воспитатель. – Добрый день, дети! Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы отправиться в те далёкие времена, когда «сказки по земле ходили». Говорят, в ту пору люди сказок много знали. Звучит грамзапись «Пение птиц лесов средней полосы России».
Воспитатель. – В дремучем лесу под трухлявым пеньком,
В глубокой норе у лисицы был дом.
Лисица свой дом берегла, охраняла
И много вещичек в него натаскала:
Лисице всё мало
О ложке с узором давно уж мечтала. Украсть золоченую ложку не прочь.
Думу о ложке её так измучила,
Ждёт не дождётся удобного случая.
На доске плоскостные изображения нора лисы, лисица, дома Жихарки, Жихарка, кота и петуха.
Воспитатель. А как все случилось, я вам расскажу.
Послушайте, дети, сказку мою…
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал.
Воспитатель. Вот кот Жихарке дал наказ – Запри калитку и до нас Никому не отпирай, В дом чужих не допускай. Навари нам каши, щей, Стол накрой, чайку согрей.
Жихарка обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам, буду кушать ею сам. Ложка у Жихарки была хохломская.
Воспитатель. Наши ложки хохломские – самый лучший сувенир. С позолотой – не простые, прогремели на весь мир.
Вот Жихарка захлопотался, он всё ложкой любовался, Про калитку позабыл, на засовчик не закрыл. И лиса про то узнала, вмиг к избушке прибежала. Да калитку растворила и пошла к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.
А Жихарка во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
Лиса ложку Жихаркину схватила И скорее шасть, за дверь, до чего же хитрый зверь. Вот бежит, бежит лиса, Бежит в тёмные леса, Уносит ложечку точёную, Ручку золочёную.
Забежали в дом кот и петух видят, Жихарка в слезах.
Жихарка рассказал, что лиса ложку отняла, Ложечку точёную, ручку золочёную. Что теперь за стол не сесть. Чем теперь он будет есть?
Воспитатель. Ребята, Кот и Петя могут ложки мастерить, Но вот беда они не рисовали никогда. И в их доме для затей нет ни красок, ни кистей. Что им делать, как им быть, как Жихарки пособить? В детский сад ребята ходят, научились здесь всему: песни петь и танцевать и конечно рисовать. Вы, Жихарке помогите, ложки хохломской росписью распишите.
Дети, подойдите чудо роспись рассмотрите. Роспись хохломская, словно колдовская в сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий. Всех чудес чудесней наша хохлома! Воспитатель показывает образцы хохломской росписи.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите изделия хохломы. Давайте вспомним, что в этой росписи выделяются две характерные особенности: использование всего трех цветов и необычайно затейливый нарядный рисунок и по элементам и по композиции. Хохломская роспись – это вид художественной обработки дерева. Узор в основном состоит из растительных элементов, иногда включаются декоративные птицы. Цветовая гамма хохломской росписи небогата. Помимо красного, чёрного, золотого цвета, в окраске небольших деталей иногда используются тёмно-зелёный и жёлтый цвета. Рисунок от такой немного цветной палитры не менее живописен. Сочетание красного и черного с золотым придаёт изделиям праздничный, торжественный вид. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка», создаваемая ритмичным движением кисти. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, различные декоративные цветы. Посмотрите на расписные ложки, чем они украшены? Дети: Ветками, ягодами, листьями, завитками и травкой. Воспитатель: Чем украшен край ложки? Дети: Каймой.
Физминутка «Разогреем наши пальчики». В гости к пальчику большому приходили прямо из дому Указательный и средний, безымянный и последний – самый малый малышок. Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя. Наши пальцы мастера, за работу им пора. Дети выполняют движения в соответствие с текстом. Предложить детям поупражняться сначала на отдельном листе бумаги, затем выполнить узор на деревянной заготовке.
Дети берут заготовки деревянных ложек и расписывают их хохломской росписью. По окончании все работы рассматриваются. Воспитатель. Спасибо вам мои друзья, вот ложки расписные для Жихарки и его друзей. Ну вот и сказочки конец.