Марина Николаевна Кандыбина
Конспект занятия «Лес осенью. Грибы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Лес осенью. Грибы» (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
- Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью
- активизация и актуализация словаря по теме «Лес осень. Грибы»
-совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных и существительных, многозначные слова, противоположности)
Публикация «Конспект занятия „Лес осенью, Грибы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- автоматизация произношения и дифференциации шипящих звуков в игре.
- совершенствование навыка слогового анализа слова.
Развивающие:
- развитие связной речи
- речевого слуха
- слухового внимания
- фонематических представлений
Воспитательные :
- воспитание эмоциональности, творческой активности, любви и бережного отношения к природе.
Используемые цифровые образовательные ресурсы:
- мультипликационный фильм «Мудрые сказки тетушки совы», выпуск 14. Грибы
- аудиозапись «Осень в лесу с криками совы»
- карточки с изображением грибов
Образовательная область: «Развитие речи»
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети входят под запись звуков леса.
Логопед : Ребята, сегодня я вас приглашаю на прогулку по осеннему лесу. Давайте послушаем, что слышится в лесу.
Логопед прибавляет звук аудиозаписи, через 1 минуту выключает.
Логопед: Что вы услышали?
Дети: Кричала сова, стрекотали кузнечики.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: А если пройти по лесу, то под ногами будут шелестеть листья. Давайте сначала поможем язычку вспомнить правильное положение при произнесении звука Ш.
Дети делают несколько упражнений артикуляционной гимнастики ранее отработанных на индивидуальных занятиях. «Непослушный язычок», «Чашечка», «Лошадка».
Затем дети делают вдох носом и шипят отрывисто ш-ш-ш (2 повтора, далее протяжно вдох- шшшшшшшшшш.
3. Беседа о правилах поведения в лесу.
Логопед: Прежде чем мы с вами отправимся дальше, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.
Дети: Идти аккуратно, рядом со взрослыми. Не пугать животных, не ломать ветки. И т. п.
4. Беседа о грибах с опорой на видео.
Логопед: молодцы! А вот и Тетушка Сова.
На экране появляется изображение Тетушки Совы из обучающего мультфильма.
Логопед приглашает детей отправиться за парты вместе с учащимися лесной школы.
Логопед: Как вы думаете, кто обучается в лесной школе?
Дети: медвежонок, волчонок, зайчонок, лисенок, ежонок. Детеныши диких животных.
Логопед: молодцы! Давайте мы с вами посмотрим, какое задание зверятам дал учитель Енот. И как они с ним справились.
Дети смотрят фрагмент про гриб – боровик. Перед детьми на столах лежат картинки с изображением грибов (боровик, опята, подберезовики, лисички, мухомор).
Логопед: Какой гриб принес медвежонок?
Дети: Боровик.
Логопед. Найдите это гриб. Положите карточку перед собой. Посмотрите на него внимательно. Что вы можете сказать об этом грибе? Вспомните, что про него говорил учитель Енот.
Дети: Боровик съедобный гриб. У него толстая белая ножка и коричневая шляпка. Он растет под елью.
Логопед: А еще боровик называют белым грибом. На срезе он всегда остаётся белым.
Дети смотрят фрагмент про подберезовик.
Логопед: Какой гриб принес ежонок?
Дети: Подберезовик.
Логопед. Найдите это гриб. Положите карточку перед собой. Посмотрите на него внимательно. Что вы можете сказать об этом грибе? Вспомните, что про него говорил учитель Енот.
Дети: Подберезовик съедобный гриб. У него тонкая ножка и коричневая шляпка. Он растет под березой.
Логопед: молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на боровик и подберезовик. Что вы можете сказать о ножках этих грибов?
Дети: У боровика ножка толстая и низкая, а у подберезовика ножка тонкая и высокая.
Логопед: Молодцы! Смотрим дальше. Давайте посчитаем боровики.
Дети: Один боровик, два боровика, три боровика, четыре боровика, пять боровиков.
Дети смотрят фрагмент про опята.
Логопед: Какие грибы принес волчонок?
Дети: опята.
Логопед. Найдите эти грибы. Положите карточку перед собой. Посмотрите на них внимательно. Что вы можете сказать об этих грибах? Вспомните, что про него говорил учитель Енот.
Дети: Опята съедобные грибы. У них тонкая ножка и коричневая шляпка. Они растут на пнях и поваленных деревьях. Растут семейками.
Логопед: Ребята, но надо помнить, что если нашли опят с юбочкой на ножке- то это гриб несъедобный – это ложный опенок.
Дети смотрят фрагмент про лисичку.
Логопед: Какой гриб принес лисенок?
Дети: лисички.
Логопед. Найдите этот гриб. Положите карточку перед собой. Посмотрите на него внимательно. Что вы можете сказать об этом грибе? Вспомните, что про него говорил учитель Енот.
Дети: Лисичка съедобный гриб ярко оранжевого цвета с волнистой шляпкой.
Логопед: Ребята, как мы ласково назовем лису?
Дети: лисичка.
Логопед: как называется ярко оранжевый гриб с волнистой шляпкой.
Дети: лисичка.
Логопед: слова у которых одинаковое звучание, но значений несколько называются многозначные.
Дети смотрят фрагмент про мухомор.
Логопед: Какой гриб принес зайчонок?
Дети: мухомор.
Логопед. Найдите этот гриб. Положите карточку перед собой. Посмотрите на него внимательно. Что вы можете сказать об этом грибе? Вспомните, что про него говорил учитель Енот.
Дети: мухомор не съедобный гриб. У него яркая красная шляпка с белыми крапинками. Его нельзя трогать.
Логопед: Его так называют, потому что мухи боятся его и падают замертво от него. А лоси им лечатся, проглатывая целиком.
Логопед вот мы с вами еще раз вспомнили грибы. Давайте назовем:
Дети: Боровик, подберезовик, лисичка, опята, мухомор.
Логопед: А какие грибы вы еще знаете?
Дети: волнушка, грудь, подосиновик, поганка.
5. Физминутка.
Логопед приглашает детей на ковер и проводит физкультминутку.
Логопед: А сейчас мы с вами тоже превратимся в диких животных и пособираем грибы.
Ребята, а кто знает, как правильно нужно собирать грибы?
Дети: Кто-то из детей говорит, что нужно вырывать с корнем, а кто-то говорит, что нужно срезать ножом ножку гриба.
Логопед: Гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом. Если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет новый гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут.
А сейчас послушайте основные правила грибника :
• Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу, на поляне. Каждый собирает лишь те грибы, которые знает.
• Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные.
• Не разрывай палкой мох и листву около гриба можно повредить
грибницу.
• Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку
гриба, отломи шляпку.
• Не бери старые грибы, оставь их насекомым и животным.
• Нельзя рвать грибы около шоссе и вблизи города. Они впитывают
в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопные газы
автомобилей.
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки
Белочки скакали,
Рыжики срывали
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. Дети идут в хороводе.
Скачут вприсядку,
срывают воображаемые грибы.
Бегут, собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя, «срывают» грибы.
Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.
6. Игра «Съедобное –несъедобное (грибы)»
Логопед: Сколько грибов мы с вами насобирали. Предлагаю вам поиграть в «съедобное – не съедобное». Я вам кидаю мяч, если гриб съедобный – вы мяч ловите, если не съедобный- мяч отстукиваете мне обратно.
Играют в игру.
7. Игра «Собери в корзинки»
Логопед : молодцы! А теперь я предлагаю грибы разложить по корзинкам.
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением грибов (мухомор, подберезовик, подосиновик, боровик, лисичка, опята, волнушка, сыроежка). На доске нарисованы корзины с обозначением слов с 3, 4 и 5 слогами.
Логопед: в первую корзинку мы положим грибы, в названии которых три слога, во вторую корзину мы положим грибы, в названии которых 4 слога, в третью корзину – в названии которых пять слогов.
Дети поочередно берут картинку и помещают на корзинку.
8. Окончание занятия.
Логопед: Вот и подошло наше путешествие к концу. Что нового вы узнали? (ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
Вы молодцы! Погладьте себя по голове.