Ковалева Юлия
Конспект занятия «Лекарственные растения Белгородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
дошкольные группы
на тему
«Лекарственные растения Белгородской области»
старшая группа «Кораблик»
Подготовила:
воспитатель
Ковалева Юлия Сергеевна
2017-2018 учебный год
Публикация «Конспект занятия „Лекарственные растения Белгородской области“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: знать лекарственные растения Белгородской области, знать какими лекарственными свойствами обладают растения, узнавать растения по картинкам и по запаху.
Задачи:
- обобщить знания о лекарственных растениях и их свойствах;
- обогащать словарный запас детей названиями лекарственных растений; развивать познавательный интерес к целебным свойствам лекарственных растений;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование и материалы: картинки с лекарственными растениями Белгородской области, маски с лекарственными растениями, фито-мешочки.
Предварительная работа: беседа о лекарственных растениях и их свойствах, рассматривание картинок с лекарственными растениями, рассматривание гербария, чтение художественной литературы и детских энциклопедий.
Ход занятия:
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах –
Целительная сила.
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
(М. Рязанов)
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим, о чём узнаем?
(о лекарственных растениях).
- Ой, кто это к нам в окошко стучится? Это Дед – Природовед нам письмо прислал, и голубь его принёс!
Открываем письмо.
«Дорогие ребята! Будьте осторожны, по улицам бродит злая Ангина. Из-з неё много ребят заболело. Но я знаю, что нужно делать, чтобы не болеть. Нужно кушать лук и чеснок, пить чаи из лекарственных трав, но вот только позабыл из каких трав. Если вы знаете эти лекарственные растения, то расскажите мне о них.
С наилучшими пожеланиями, Дед-Природовед»
- Эх, Дедушка, старенький совсем, лекарственные растения забыл. Ребята, поможем дедушке вспомнить?
- Поможем.
В игровую вбегает Ангина.
- Ага, я сейчас вас зарожу ангиной, гриппом и простудой. Ха-ха-ха. Вы все у меня заболеете и не будете долго в садик ходить. Ха-ха-ха. И даже пропустите новогодний утренник. Ха-ха-ха. Ой, что-то у меня голова разболелась.
- Ангина, а ты случайно не заболела?
Ребята, по-моему, Ангина хочет нас заразить, что бы тоже заболели, как и она. Ведь первый признак простудных заболеваний – головная боль. Но мы знаем прекрасное средство от головной боли. Правда, ребята?
- Да.
Выходят Медуница и Пижма, загадывают загадки. Ангина вместе с детьми их отгадывает. Воспитатель рассказывает, чем они полезны.
В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Слегка похожих на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок.
Ответ: Пижма
Пижма – отвар этого растения используют для оздоровления волос и лечения кожи головы. Помогает избавиться от глистов. Настои пижмы помогают справиться с головными болями. Пижма оказывает хорошее влияние на сердце.
Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом.
Ответ: Медуница
Медуница – содержит разные полезные вещества, которые помогают ранкам заживать, снимают боль и убивают микробов. Медуница помогает при кашле, головной боли и многих других болезнях.
- Ой, кхе-кхе-кхе, апчхи-апчхи! Что - то у меня горло разболелось, и кашель начался.
- Ребята, точно Ангина пытается нас заразить. Но мы знаем, как победить простуду. У нас есть лекарственные травы.
Выходят Шиповник, Барбарис, Душица, Ромашка, Калина и загадывают загадки.
На кусте цветочек красный
Куст колючий, куст шипастый.
Роза дикая он есть
Плод его всем можно есть.
Скажет каждый вам садовник
Этот куст зовут.
Ответ: Шиповник
Шиповник – содержит большое количество полезных веществ и витаминов. Он помогает очищать кровь от вредных веществ, помогает при простуде, повышает аппетит.
Кислый-кислый! Но — полезный!
И, наверно, всем известный.
Он — на даче, и в лесу.
Я нарву и принесу
Гладких, будто зерна риса,
Красных ягод.
Ответ: Барбариса
Барбарис - обладает способностью убивать микробов. В ягодах много витамина С, что полезно для укрепления иммунитета.
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная.
Ответ: Душица
Душица - душица содержит в себе множество полезных компонентов, которые способны помочь при всевозможных заболеваниях. Содержится в ней и витамин С. Душица отлично повышает аппетит, хорошо помогает от бессонницы, используется для профилактики простуды.
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве.
Ответ: Ромашки
Ромашка – цветки применяют для борьбы с аллергией. Чай из ромашки применяют при простудных заболеваниях. Отвар из ромашки помогает бороться с микробами.
Возле дома куст растет,
Белым цветом он цветет –
Будут ягоды на нем,
Осенью их соберем.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная.
Ответ: Калина
Калина – ягоды калины помогают при кашле, сок калины повышает иммунитет, помогает бороться с аллергией, цветы и листочки помогают бороться с заболеваниями кожи.
- Ангина, делай вместе с нами физкультминутку.
Ангина с детьми выполняют упражнения.
Физминутка
«Говорит цветку цветок».
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок» (дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка (наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе (руки, через стороны вверх – вдох; руки вниз – выдох).
- Ой-ой-ой, я, кажется, начинаю выздоравливать. Не хочууу!
Ангина пытается выбежать из игровой, но ногой зацепляется за стул и падает.
- А-а-а, как мне больно!
- А мы, Ангина, даже знаем лекарственные травы, которые помогут залечить ранки и ссадины. Правда, ребята?
- Да.
Выходят Подорожник, Тысячелистник, Чистотел.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
Ответ: Подорожник
Подорожник - в подорожнике содержится множество различных витаминов и полезных веществ. Например, витамины К и С. Сок подорожника помогает от головной и зубной боли, а также полезен при различных царапинах, ссадинах, разбитых коленях.
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав.
Ответ: Тысячелистник
Тысячелистник – содержит очень много полезных веществ и витаминов, которые улучшают зрение, волосы, ногти, кожу. Также помогает ранкам заживать.
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
Ответ: Чистотел
Чистотел - из чистотела делают мази, готовят отвары, настойки, выжимают сок. Особенно хорошо использовать чистотел против бородавок, незаживающих ран, а также прыщей.
- Вот, ребята, мы с вами напомнили Деду-Природоведу лекарственные растения, которые произрастают в нашей области. Но это ещё не все растения, их очень много. У меня есть мешочки, к которых лежат высушенные травы. Давайте их немного пожмём в ручках и почувствуем, как они пахнут.
Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети разминают в руках фито-мешочки и узнают растения по запаху (мелисса, зверобой, земляника, полынь, чабрец, пижма, календула).
Ангина подходит к каждому столику и, нюхая запах трав, что-то бормочет себе под нос.
- Ох, нанюхалась, точно выздоровела и никого не заразила. Непорядок.
- Дети, давайте прогоним противную Ангину.
- Уходи, уходи.
Ребята прогоняют Ангину.
- Ребята, всё своё богатство природа щедро дарит людям. А нам нужно научиться беречь её. Будем беречь природу?
- Да.
- Наше занятие окончено.