Гупалова Наталья
Конспект занятия «В гостях у бабушки Агафьи. Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«В гостях у бабушки Агафьи»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения:
Задачи:
Образовательные
Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их применении человеком.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у бабушки Агафьи, Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Закрепить с детьми правила сбора и сушки лекарственных растений.
Продолжить знакомить с разными лекарственными растениями.
Расширять знания детей о пользе лекарственных растений.
Уточнить особенности внешнего вида.
Развивающие
Развивать мышление, зрительное внимание, фонематический слух.
Активизировать и пополнять словарный запас слов.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение ко всем растениям.
Вызывать интерес и желание рассказать о растениях друзьям и родителям.
Материалы и оборудование
Домик, пучки сухих растений, чайная посуда, мешочки с травами, разные виды лекарственных растений в коробочках (тысячелистник, душица, корень одуванчика, подорожник, календула, зверобой, чистотел, ромашка, одуванчик, мята, расторопша, крапива).
Предварительная работа
Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе.
Ход НОД
Тётушка Агафья: Никак гости у нас в лесу. Здравствуйте, дети. Давайте знакомиться. Зовут меня тётушка Агафья – травница.
Трав много я знаю. Недаром называют меня травницей. А как вы думаете, почему?
Дети: Вы собираете разные травы.
Тётушка Агафья : Правильно, я занимаюсь сбором трав. Их очень много! И они разные. (рассматривание разных видов трав, нюхают их) Чувствуете, какие они душистые, ароматные. Вот сейчас я проверю, сможете вы узнать по запаху лекарственное растение.
Игра «Узнай по запаху»
Тётушка Агафья: Я слышала, вы много знаете о лекарственных травах.
А как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила по сбору лекарственных трав?
Дети: Да.
Тётушка Агафья: Вспомните и назовите правила поведения при сборе лекарственных трав.
Дети: Хорошо знать лекарственные растения, и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок
Нельзя рвать много растений.
Нельзя пробовать плоды, корневище на вкус.
Нельзя собирать травы, которые повреждены или поломаны человеком, животным.
Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Тётушка Агафья: В какую погоду лучше собирать лекарственные растения?
Дети: Лекарственные растения лучше собирать в сухую погоду, когда просохнет на траве роса.
Тётушка Агафья: Где лучше собирать?
Дети: Собирать лучше в лесу, в поле, в огороде на грядках, у рек.
Тётушка Агафья: Где нельзя собирать?
Дети: Нельзя собирать вблизи дорог, в парках, скверах.
Тётушка Агафья: Почему?
Дети: Потому что на стеблях, цветах, листьях оседает пыль, копоть. Такие растения приносят только вред здоровью человека. Собирать лекарственные растения можно там, где их много, часть растений нужно обязательно оставить в природе.
Тётушка Агафья: Для чего?
Дети: Для того чтобы растения могли дальше размножаться.
Тётушка Агафья: Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нужно знать точно, какие части растений собирать. Какие?
Дети: Цветы, листья, стебли, корни, плоды, семена, ягоды, почки.
Тётушка Агафья: Нужно знать, в какое время года, и в каком месяце собирать их.
А что делать с растениями дальше?
Дети: Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.
Тётушка Агафья:Молодцы дети, знаете, как их собирать, как сушить.
А как правильно хранить высушенные лекарственные растения?
Дети: Хранят растения в матерчатых, бумажных мешочках, ящиках, коробках.
Тётушка Агафья: Как применяют их?
Дети: Применяют в виде отваров и настоев.
Тётушка Агафья: А как же готовят отвары? Давайте вместе приготовим.
Надо взять стеклянный стакан, насыпать 1 чайную ложку лекарственной травы и залить кипятком как чай. Накрыть салфеткой и дать настояться, процедить и можно пить.
Я убедилась, вы много знаете о лекарственных растениях. На каждую болезнь есть лекарственная трава. Поиграем в игру «Аптека».
Игра "Аптека"
(Выбирается доктор, пациенты приходят к нему, называют разные болезни, доктор рекомендует для лечения лекарственные травы)
Плохой аппетит – корень одуванчика.
Заболел желудок – тысячелистник.
Простуда – душица.
Рана на руке – подорожник.
Ангина – календула.
Ожог ноги – зверобой.
Пятна на коже – чистотел.
Болит горло – ромашка.
Кашель – одуванчик.
Тошнота – мята.
Печень – расторошпа.
Перхоть – крапива.
Тётушка Агафья: Молодцы! Вы сегодня хорошо отвечали, много знаете о лечебных растениях. Я для вас приготовила витаминный чай и угощение.
Столик, столик, отзовись,
Что там прячешь - покажи!
(открыть салфетку)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку!
Приглашаем всех отведать витаминный чай из шиповника, мелисы, мяты.
Чтобы гости не скучали, угостим – ка мы их чаем.
Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.
Кто целебный чай попьёт
Тот 100 лет пусть проживёт!