Оксана Авчинникова
Конспект занятия для детей младшей группы «Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:1. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях; учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Публикация «Конспект занятия для детей младшей группы „Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
2. Экологическая игра «Узнай целебную траву».
Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки.
Задачи
Образовательные: Познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
Развивающие : Развивать психические процессы
(память, мышление, воображение).
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к природе,
лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.
Предварительная работа: Подбор и чтение детской литературы по данной теме. Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание
пословиц и поговорок про лекарственные растения, отгадывание загадок.
Рассматривание альбома «Лекарственные растения»
Ход.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник,
посвященный лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут
помочь обыкновенные растения здоровью человека. Я принесла с собой корзинку с растениями. Подойдите, посмотрите, полюбуйтесь их красотой, понюхайте их. Что вы чувствуете, когда вдыхаете аромат трав?
Дети: Свежесть, приятный, тонкий запах.
Воспитатель: Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Ребята, давайте с вами отправимся в царство растений и отгадаем загадки, какие это растения?
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно детям помогать
Мы шагаем по дороге,
Поднимаем выше
ноги. (Ходьба на месте.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Мы похлопаем в ладошки,
Пусть попляшут наши ножки.
(Произвольные танцевальные движения.)
Стоп. Присядем -отдохнем.
(Приседание.)
Всем на помощь мы придем
(Ходьба на месте.)
Воспитатель: О каком растении говорят, что оно жжёт?
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
(Крапива).
Дети: Крапива. Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел.
(Одуванчик).
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.
Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.
Воспитатель: Слушайте, ребятки, еще одну загадку:
Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
Что это такое? (показывает картинку с изображением ромашки)
Дети: Ромашка
(Воспитатель сопровождает рассказ показом частей растения)
Ромашка растет на поляне, на лугу, у речки. У нее какой стебель? (ответы детей) У ромашки высокий, тонкий, ветвистый стебель. Какие листья и цветы? (ответы детей) Листья узкие, похожие на укроп. Цветки маленькие, их много, лепестки белые, а середина желтая.
А вы знаете, как ромашка лечит людей?
Вы, ромашку заварите, горло ей пополощите.
Воспитатель: Посмотрите на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется?
Дети: Подорожник.
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник).
Воспитатель: Правильно, подорожник. Растёт он вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, где я собрала все эти растения? (Ответы детей).
- Правильно. А какие еще лекарственные травы растут на нашем фито огороде?
Дети: Мята, василек, чистотел, валериана, череда.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей.
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап – кап! Кап – кап!
Воспитатель: Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.
Воспитатель: Дети, поиграем в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки.
2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца.
3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвары их лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.
Воспитатель: Как много интересного мы сегодня узнали о растениях, порадовались, полюбовались природой, отдохнули. А теперь пора возвращаться в группу.
Сюрпризный момент.
Столик, столик отзовись, что там прячешь, покажи! (на столе под салфеткой чашки и чайник с заваренным чаем из мяты, мелиссы, смородины). Детей воспитатель угощает витаминным чаем.