Светлана Стафеева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия : «Комнатные растения»
Цели : закрепить знания детей о комнатных растениях. Поговорить с детьми о том, зачем нужны комнатные растения и какую пользу они приносят людям. Что нужно для растений и как ухаживать за ними. Развивать лексику и грамматику, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями, бережного и заботливого отношения к ним.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Оборудование : комнатные растения в горшках, доска, схемы, рисунки.
Ход занятия :
I. Развитие лексики.
1. Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать много нового и интересного о растениях. Каких? Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Эти растения небольшие,
Но чудесные такие,
В каждом доме они живут,
Создают для нас уют. (Комнатные растения).
2. Почему они так называются? Ответы детей.
3. Какие вы знаете комнатные цветы? Ответы детей.
Пойдемте в уголок природы и посмотрим, какие цветы есть у нас.
… Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун
Дети рассматривают цветы, называют те, которые знают и запоминают новые названия цветов.
А еще эти цветы в народе называются по-другому :
• бальзамин (огонек)
• традесканция (бабьи сплетни)
• сансевиера (щучий хвост)
• фуксия (фонарик)
• фикус (резиновое дерево)
• алоэ (столетник)
4. Зачем нужны цветы и какую пользу они приносят людям?
-Ребята, мы с вами рассмотрели много красивых растений. А сегодня мы познакомимся с другими замечательными свойствами растений. Эти растения не только украшают наши жилища, но еще и полезны человеку.
-А чем они полезны? (они красивые, очищают воздух, увлажняют воздух, поднимают настроение и т. д.)
Посмотрите на это растение. Как оно называется? Что вы о нем знаете?
«Алоэ»
В народе это растение называют столетник. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
На самом деле это название дано столетнику за то, что он очень редко цветет, если живет дома,- раз в сто лет.
Ребята, посмотрите алоэ растение колючее, не имеет красивых листьев и цветов, но во многих домах оно растет. Почему? Правильно, потому, что оно обладает лечебными свойствами.
- Из листьев алоэ добывают сок он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране кусочек листика - боль пройдет, и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.
«Герань»
Посмотрите, а вот еще одно интересное растение. Кто знает, как называется это красивое, цветущее растение? (герань зональная). Может быть, кто-то расскажет стихотворение о герани.
В зеленой травке новой
Кругом куда ни глянь
Растет цветок лиловый
Зовут его герань.
Оказывается, если листик герани немного помять, аккуратно вложить в ухо, то ухо перестанет болеть. Если протереть виски листиком перестанет болеть голова. За 5 минут герань убивает все микробы, которые находятся в метре от нее.
-Как одним словом можно назвать эти зеленые растения? (доктора, врачи, лекари).
5. - Составьте схему пользы комнатных растений для человека и объясните значение символов (Работа в парах).
II. Пальчиковая гимнастика.
«Комнатные растения»
На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)
Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А здесь красавец бальзамин, амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)
III. Развитие слухового внимания.
А как вы думаете, растения живые или неживые? (если да, то хлопните в ладоши, если нет – топните ногой)
Давайте уточним живые признаки растений.
Растения питаются? Да
Плавают? Нет
Дышат? Да
Поют? Нет
Движутся? Да
Разговаривают? Нет
Летают? Нет
Растут? Да
Теперь, мы знаем, что растения живые, т. к. им присущи все признаки живого.
IV. Развитие связной речи.
1. Строение цветов.
Схема строения цветов : корень, стебель, листья, бутоны.
Комнатные цветы, как люди, они живые. У каждого человека есть сердце. Проверим свое сердечко, приложим правую руку к левой стороне груди. Послушайте, как бьется. Что случится с человеком, если его сердце остановится? Есть ли сердце у комнатных растений? Какую часть растения мы назовем его сердцем? Верно! Пока живет корень, живет растение. И т. д.
2. Размножение растений.
- Скажите, пожалуйста, а может, из желудя вырасти герань?
- Нет, из желудя вырастит только дуб, потому что желудь – это плод дуба.
- А можно обойтись без семян?
- Иногда растения растут и не из семян.
- Значит, комнатные растения размножаются?
- Да, размножать комнатные растения можно семенами, черенками, луковицами…
3. Этапы роста растений.
Схема. Картинки.
Дети на доске выкладывают картинки.
4. Какие условия необходимы для хорошего роста растений?
- Вода, свет, тепло, плодородная почва, воздух
5. Как ухаживать за растениями.
V.Физминутка.
«Волшебные превращения»
В сад пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой. Имитация движения волшебника (широкий шаг, изобразить руками в в воздухе огромный живот, злое лицо).
Он руками помахал и цветы заколдовал. Руки с раскрытыми ладонями
вытянуть вперед (упражнение «Ножницы») .
Но пришли друзья – детишки, Озорные шалунишки. Поворот вокруг себя, разбиться на пары.
Стали думать и гадать, как цветы расколдовать. Сделать пальцем знак вверх, покачать Головой.
Подскоки на месте, хлопки над головой.
1.2.3-выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.
Дети читают стих-е и боком идут по канату, по дорожке с шипами или пуговицами, по мостику (рефленная дорожка). Подходят к доске.
6. Растения и человек.
- Скажите, пожалуйста, похожи ли растения на людей? Чем они похожи?
Дети объясняют по карточкам – символам.
VI. Дети делятся на две группы и на доске выкладывают цветы (из разрезных картинок.
В горшке я чудо увидал
И смог лишь только вымолвить:
Кто догадался все цветы
Здесь наизнанку вывернуть! (Цикламен)
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза. (фикус)
VII. Итог занятия.